Богословы обсудили учение Церкви о "конечных судьбах мира и человека".

В конце ноября в Москве состоялась научно-богословская конференция, организованная Синодальной богословской комиссией Русской православной церкви.
Подобные конференции организуются раз в два года. На этот раз она была посвящена эсхатологическому учению Церкви.
Что говорить, "конец света" - та тема, которая традиционно волнует не только богословов, но и простых людей. Особенно она становится актуальной в моменты социальных и политических кризисов. В такие моменты бурным цветом начинают цвести разного рода мифологемы, не имеющие отношения к подлинной церковной традиции. В этой связи можно вспомнить эпопею с ИНН и панические страхи перед глобализацией.
Конечно, эти страхи небеспочвенны. Глобализация сопряжена с целым рядом проблем, связанных, в частности, с внедрением системы тотального контроля за личностью.
Но не страхи и фобии должны определять поведение верующих. Об это хорошо сказал в своем докладе архиепископ Львовский и Галицкий Августин, напомнивший, что "нормой для христианина является праведная жизнь".
Учение Церкви о "последних вещах" нередко преподносят в мрачных красках, и этим смещают акценты. По сути же оно светоносно, потому что "обещает встречу впереди". Эта радость звучит, к слову, в стихах архиепископа Иоанна (Шаховского) (цитирую по памяти): "Когда придет последний час земли/ И возгорятся восковые свечи/ Все ангелы взойдут на корабли/ Последней бесконечности навстречу".
Всего в форуме приняли участие около 200 человек из разных стран мира: представители поместных православных церквей, богословы из лучших духовных школ, включая московский Свято-Филаретовский и парижский Свято-Сергиевский институты, ученые из Греции, Германии, Франции, Италии, Австрии, США, Австралии, - и не только православные: скажем, униатский священник Лоуренс Кросс представлял Католический университет Австралии.
Всего за три дня работы были прочитаны 55 докладов. Среди них хочется выделить выступление Константина Сигова. "Актуальные аспекты эсхатологии Сергея Аверинцева" - так назвал свой доклад профессор Киево-Могилянской академии. Он напомнил о статье Аверинцева "Эсхатология", помещенной в пятом томе обширной "Философской энциклопедии" в 1970 году. Она стала выразительным знаком конца целой эпохи "коммунистической философии истории". Рассматривая этот частный пример, докладчик внимательно проследил развитие эсхатологической проблематики в трудах Аверинцева. В частности, он обратил внимание на интерпретацию ученым знаменитого евангельского призыва "Царство Божие внутри вас есть" - слова, которые в греческом оригинале и с учетом семитского лексического субстрата можно понять и "между вами", в праведности вашего межличностного общения.
Тема "праведности межличностного общения" как эсхатологического горизонта прозвучала и в некоторых других выступлениях. Так, преподаватель Свято-Филаретовского института Давид Гзгзян посвятил свой доклад эсхатологическому измерению христианской этики. По мнению докладчика, Евангельский призыв любить своих врагов "открывает стратегию своеобразного опережающего поведения, когда поступок в отношении другого диктуется представлением о нем, как о ближайшем и драгоценном". "Глубинное упование сердца важнее ожидаемой простой человечности, поскольку все люди хотели бы быть приняты, как вечно ценные живые драгоценности", - считает он.
На конференцию приехал один из ведущих православных мыслителей профессор Афинского университета Христос Яннарас. "Когда Церковь говорит о "последних" событиях, то показывает свою веру-доверие и надежду на Христа. Она говорит не о том, что знает как исторический опыт, а о том, на что уповает", - вот только один из тезисов его замечательного доклада, который, естественно, трудно передать в формате заметки.
Среди представителей иных конфессий выделим протестанта Поля Вальера из США. Он прекрасно говорит по-русски и является специалистом по Соловьеву и о. Сергию Булгакову. Свое выступление он посвятил интерпретации книги "Апокалипсис" в современном русском богословии.
К сожалению, некоторые выступления снижали уровень обсуждения, переводя его иногда в плоскость политической спекуляции (этим отличались представители правых околоцерковных организаций), а иногда в область абстрактной схоластики. Последняя тенденция, отмеченная одним из организаторов конференции как стремление объяснить "текст отцов из самого этого текста", была характерна прежде всего для представителей Свято-Тихоновского богословского института (ПСТБИ). Видимо, не случайно его ректору, о. Владимиру Воробьеву буквально накануне конференции ученый совет парижского Свято-Сергиевского института отказал в статусе доктора богословия gonoris causa.
На заключительном заседании председатель Синодальной богословской комиссии митрополит Минский и Слуцкий Филарет сердечно поблагодарил всех участников за "праздник, который они составили", и предложил тему следующей конференции - православное учение о Святом Духе.

Борис Колымагин


Верх страницы


RingNet © 2003      
Используются технологии uCoz