Архиерейский собор и его интрига

В храме Христа Спасителя целую неделю работал Архиерейский собор - собрание всех епископов Русской православной церкви, созываемое Патриархом раз в четыре года. Фактически он является высшим органом церковной власти. Де-юре, правда, дело обстоит не совсем так. В уставе РПЦ значится, что ее высшим органом управления является Поместный собор, в котором участвуют, помимо архиереев, представители духовенства и мирян. Но на фоне радикального сворачивания демократических институтов в России церковное руководство вряд ли в ближайшее время пойдет на проведение такого форума.

Доклад Патриарха

Собор традиционно открылся с отчетного доклада Патриарха о церковной жизни в период после прошлого собора, который состоялся в 2000 году. Пять часов с небольшим перерывом Алексий II читал свой доклад перед 144 епископами (еще 13 епископов не смогли прибыть к началу собора по различным причинам) и несколькими сотнями гостей. В своем обращении Патриарх привел любопытную статистику: сегодня у РПЦ насчитывается 26 590 приходов, из них в России - 12 638, на Украине - 10 377, в Белоруссии - 1319, в Молдавии - 1520, в остальных странах, расположенных на территории бывшего СССР, - 461, и 275 - в дальнем зарубежье. Воскресных школ в России открыто 4696, приютов и других социальных центров - 1820, а молодежных церковных центров - всего 287.
Из уст Патриарха прозвучало несколько сенсационных по уровню самокритики заявлений. К примеру: "Иногда православная гимназия вместо средства воцерковления ребенка становится средством отвращения его от Церкви... Из множества детей, оканчивающих воскресные школы, в храме мы видим лишь малую часть. И если остальных нет в Церкви, то это не их вина, а наша..."
Говорил Патриарх на соборе и о "холодном равнодушии" некоторых рядовых священников, и о диких нравах, царящих в монастырях, коих на территории России действует шесть с половиной сотен. Кроме того, Патриарх подробно рассказал о работе в исправительных учреждениях. На сегодняшний день в колониях построено 329 храмов, оборудовано 499 молитвенных комнат. Но реально существующих общин гораздо меньше: "В письмах узники часто жалуются на то, что священники к ним не приходят, зачастую единственным "прихожанином" такого храма является дежурный заключенный".
Говоря о богослужебных текстах, Патриарх отметил необходимость обоснованных поправок. Однако, по его словам, "издателям не следует самостоятельно изменять или править тексты богослужебных книг без обсуждения этих вопросов Синодальной комиссией". Самостоятельное же исправление Требника, предпринятое Сретенским монастырем в Москве, вызвало неодобрение Патриарха.

Объединение откладывается

Пожалуй, главная интрига собора была связана с ожиданиями триумфального преодоления раскола между РПЦ и Русской православной церковью за границей (РПЦЗ). Напомним, что в недавно в нашей стране побывала делегация РПЦЗ во главе с митрополитом Лавром. Это был первый официальный визит первоиерарха РПЦЗ в Россию за 80-летнию историю раскола. Приглашение от Патриарха Алексия II в октябре 2003 года Лавру передал президент РФ Владимир Путин. С того момента церкви обменялись делегациями, и, таким образом, процесс примирения между ними сдвинулся с мертвой точки. Еще летом РПЦ приняла решение отказаться от всех судебных исков против РПЦЗ по поводу спорной церковной собственности, затем состоялась встреча рабочих комиссий в Мюнхене, где было достигнуто соглашение о евхаристическом общении… Однако быстрого преодоления раскола не получилось. Зарубежные епископы не приняли участие в соборе даже как наблюдатели. Судя по докладу главы Отдела внешних церковных связей митрополита Кирилла, основные разногласия между церквами преодолены, но остались определенные разногласия, связанные с рядом формулировок, касающихся таких тем, как "церковь и государство" и "экуменизм". Нерешенным, судя по всему, остается и вопрос об автономии РПЦЗ в рамках Московской патриархии. Митрополит Кирилл попросил собор дать Синоду полномочия самостоятельно принять решение о воссоединении, которые, естественно, были даны.
Существует версия, что процесс объединения во многом инициировал оголтелый радикал, "духовник президента" о. Тихон (Шевкунов). Поэтому главная причина сегодняшнего торможения - игра на ослабление позиций настоятеля Сретенского монастыря о. Тихона, на подрыв доверия к нему со стороны президента. Так считает, в частности, известный религиозный журналист Александр Солдатов.

Новые православные святые

Собор причислил к лику святых 14 новых подвижников. Среди них - адмирал Федор Ушаков, юродивые и новомученики, пострадавшие от рук большевиков. К сожалению, собор даже не стал рассматривать новых святых-эмигрантов, канонизированных в мае этого года в Париже Константинопольским патриархатом. Напомним, что в Париже были канонизированы первая святая русской литературы мать Мария (Скобцова) и ее помощники. Святость матери Марии, конечно, мало укладывается в рамки традиционного благочестия. Однако подвиг святой чрезвычайно важен современному русскому православию. Жизнь матери Марии - это постоянное участие в Таинстве брата и сестры. Смысл своей монашеской жизни она видела в служении ближним, самоотверженно спасая от голода и отчаяния тысячи людей. По ее инициативе было создано "Православное дело", организация, которая оказала большую помощь нищим, голодным, больным и спившимся русским эмигрантам. Ее жертвенность не знала границ - и погибла она героической смертью в печах концлагеря Равенсбрюк. По одной из версий, накануне Пасхи 31 марта 1945 г. она вошла в газовую камеру вместо другой женщины.
По всей видимости, отказ от канонизации святых эмигрантов связан с непростыми отношениями Москвы и Константинополя, и политика здесь взяла вверх над церковностью. Небольшая интрига развернулась вокруг возможной канонизации царя Ивана Грозного и "старца" Григория Распутина. Храм Христа Спасителя пикетировала целая группа верующих с требованием внести их в святцы. Патриарх Алексий II сурово осудил этих представителей своей паствы. "Какая-то группа воинственно настроенных людей около дверей зала Церковных соборов пытается посеять сомнения в души и сердца членов Архиерейского собора, - сказал он. - Это не люди верующие, а лица, которые хотят внести разделения в жизнь Церкви".

Суд да дело

К началу работы собора было выработано "Временное положение о церковном судопроизводстве". В нем предусматриваются суды трех инстанций. Первая - епархиальный суд, состоящий из пяти судей в священническом сане, вторая - общецерковный суд, третья - высший суд, совершаемый Архиерейским собором. Однако окончательное решение по делам епархиальных судов все равно будет принимать правящий архиерей. При подготовке документа совершенно не учитывались наработки Поместного собора 1917- 1918 гг., и вся работа велась в строго конспиративном режиме. Спору нет, необходимость в церковном суде назрела давно: многие преступления клира, которые раньше считались "внутрицерковным делом", стали приобретать общественный резонанс. (На память приходит скандал вокруг екатеринбургского епископа Никона (Миронова), обличенного в немыслимых грехах, и венчание геев одним из нижегородских священников.) Поэтому появление церковного суда можно было бы только приветствовать. Но… церковный суд в его современном виде, несомненно, будет способствовать насаждаемому ныне в церкви авторитаризму. Ни о каком "разделении властей" в РПЦ речи пока не идет. Это печально, поскольку мы знаем немало примеров "епископских судов", которые иначе, чем произволом, не назовешь. Достаточно напомнить "суд" правящего епископа над общиной священника Георгия Кочеткова, которую в результате интриг фундаменталистов выгнали из храма. Вот уже многие годы тысячи людей перетекают из одного московского храма в другой, надеясь найти хоть где-то пристанище. И все это происходит на фоне разговоров о том, что "людей в церкви встречают, да не привечают".

Встреча с президентом

Итоги собора архиереи подвели на встрече с президентом Владимиром Путиным в Александровском зале Кремля. Патриарх рассказал о сформулированных собором предложениях, которые могли бы послужить развитию церковно-государственного партнерства: "Негативные демографические процессы, темное наступление межнациональной вражды, культ насилия и порока, деструктивные тенденции в молодежной субкультуре, проблемы алкоголизма, наркомании, преступности, беспризорности - все это причины для нашей общей озабоченности, а значит - и для наших совместных трудов". Президент, в свою очередь, обратился, к соборянам с просьбой объединить усилия в борьбе с терроризмом, сказав, что государство рассчитывает на церковь "в деле распространения гуманизма и укрепления общероссийского единства". Буквально накануне собора президентом был подписан закон о ряде изменений в земельном законодательстве, и теперь религиозные организации могут бесплатно получать в собственность земли, на которых находятся культовые здания.

Вместо эпилога

Поэт Иван Ахметьев однажды заметил: "Духовность, то есть недоверчивость". И это действительно так, если иметь в виду не саму духовность, а последствия разного рода спекуляций вокруг нее. Моностих Ахметьева в каком-то смысле рифмуется с деяниями соборян. Увы, пропасть между церковным истеблишментом и рядовыми прихожанами после собора не исчезла, и большинство соборных решений отнюдь "не работают" в эту сторону. Бросившись в железные объятия государства, Церковь с каждым годом все больше и больше превращается в "ведомство православного вероисповедания", для которого миряне - лишь пешки в игре за влияние во властных структурах. Правда, мы видим и другие тенденции - господствующая традиционная конфессия всерьез стремится заняться социальным служением и благотворительностью. Но без опоры на активных мирян, без соборности в жизни приходов здесь вряд ли что-то получится. Не нужно быть пророком, чтобы сказать, что если процесс бюрократизации церковной жизни пойдет такими же темпами, если вместо миссионерской работы продолжится "охота на ведьм" и заискивание перед властью, то "через несколько десятков лет наши храмы будут пусты". Закавыченные слова взяты из доклада Патриарха Алексия II на Соборе, и хотя они были сказаны в контексте размышлений о работе с молодежью, перспективу православия в Российской Федерации они обозначили со всей определенностью.

Борис Колымагин


Верх страницы


RingNet © 2003      
Используются технологии uCoz