Великий пост - весна духовная

Идет Великий пост, долгая подготовка к Пасхе, которая в этом году отмечается 1 мая. И СМИ время от времени подбрасывают соответствующую информацию: о здоровой русской традиции не есть весной слишком много мяса, о постных блюдах, предлагаемых пользователям Аэрофлота и посетителям кремлевской столовой и т.д. и т.п. Все это приводит к желанию лишний раз вспомнить о том, откуда ведет свое начало традиционный Великий пост.
Поститься, то есть ограничивать себя в пище в знак очищения, принято почти в каждой религии, и христианство не является здесь исключением. С самого начала своего существования христианская церковь знала посты, предваряющие большие праздники. Правда, изначально долгих постов не было совсем, распространены были лишь посты очень краткие (однодневные и еще меньшие), зато очень строгие: совсем без еды и питья. Частично они сохранились до сих пор под названием сочельников. Даже перед самым главным и самым первым исторически установившимся христианским праздником - воспоминанием Воскресения Христова - сначала не было длительного поста. Он возник постепенно и очень естественно вместе с развитием общепринятой практики подготовки новых членов церкви к крещению.
В первые века христианства просто надумать, пойти да и креститься было невозможно. К этому событию нужно было готовиться много лет, не только углубляясь в учение церкви, но проверяя свою совесть и изменяя свою жизнь. Каждый год за сорок дней до празднования Пасхи те, кто заканчивал эту многолетнюю подготовку, начинали усиленно поститься и молиться, внимательно слушать особые "огласительные" беседы, готовиться к покаянию. И ради этих людей вся церковь постилась и молилась - вместе с ними.
Прошли сотни лет, и изначальный смысл Великого поста, как и сам обычай готовить людей к крещению долго и всерьез, оказались забыты. Из гонимой веры, из религии мучеников христианство стало верой императоров и государственной религией. Быть христианином стало сначала модно и престижно, а потом неизбежно и естественно. Люди перестали выбирать свою веру. Их стали крестить в детстве, а потом, к началу второго христианского тысячелетия - даже в младенчестве. И Великий пост стал временем общего покаяния, скорее, связанного с тем, что христиане стали все меньше и меньше всерьез жить по своей вере. Таким он во многом остается и сейчас для подавляющего большинства немногочисленных в сегодняшней России "практикующих православных".
Со своей внешней стороны пост делится на разные степени "строгости". Самая легкая, первая степень поста - отказ от мяса. Хорошо всем знакомая масленица фактически представляет собой подготовительную первую неделю Великого поста, подразумевающую именно это, самое простое ограничение. Следующие ступени - отказ от молочного, от рыбы, от подсолнечного масла и вина, от вареной пищи, от еды вообще - подробно регламентируются в церковном уставе. Кому-то эти правила кажутся непомерно тяжелыми (устав Русской православной церкви и в самом деле восходит к одному из монастырских уставов и потому отличается своей суровостью), кто-то, наоборот, с увлечением относится к их соблюдению чуть ли не как к лечебному голоданию. Все это, однако, отнюдь не главное в посте, и превращение его просто в диету делает его, возможно, небесполезным для организма, но более чем бессмысленным в духовном плане.
Пост по сложившейся церковной традиции называют "весной духовной". Это время, когда могут открыться пространства души для движения вверх по духовной вертикали, для внутреннего роста. Сама эта возможность предполагает радость и открытость миру. Не случайно в Греции существует такой обычай: в начале поста верующие целыми семьями выходят на лоно природы, устраивают пикники и запускают воздушных змеев (с реальными змеями зла в душе еще предстоит нелегкая борьба).
В первую неделю поста четыре вечера подряд во всех храмах читается великий покаянный канон Андрея Критского. В тишине и темноте, держа в руках горящие свечи, все вслушиваются в непрерывное воспоминание о грехопадениях и раскаянии, сопровождавших всю человеческую историю. Воспоминания эти в первую очередь связаны с ветхозаветными сюжетами, начинающимися с изгнания Адама из рая. Вновь и вновь эта совместная молитва призывает к тому, чтобы обратиться к своей собственной душе с тревожным вопросом: жива ли еще ее собственная связь с Небесным Отцом, не разрушена ли, не отравлена ли сном и суетой? "Душа моя, душа моя, воспрянь, что спишь" - звучит трогательное песнопение.
В субботу на третьей неделе поста с незапамятных времен выносится на середину церкви крест, и вся следующая, четвертая неделя называется Крестопоклонной. Вынос креста напоминает о цели религиозной жизни в эти великопостные дни. Вот что говорит в связи с этим протоиерей Александр Шмеман: "Крест Христов - это вечный вопрос, обращенный к самой глубине нашего сознания: почему добро вызывает не только сопротивление, но и ненависть? Почему оно распинается в мире? Мы обычно избегаем ответа на этот вопрос, возлагая вину на кого-то другого. Вот если бы мы, если бы я был там в ту страшную ночь, я не поступил бы так, как все прочие. Но, увы, где-то в глубине совести мы знаем, что это не так. Мы знаем, что мучили, распинали, ненавидели Христа не какие-то изверги, специально, особо злом одержимые люди. Нет, в сущности, это были люди, как все".
Долгое время поста заканчивается Страстной седмицей, особым воспоминанием Креста и Воскресения. В этом воспоминании всегда состояло самое сердце христианской веры и проповеди, радостного возвещения победы полноты Истины и Жизни над смертью и разрушением. Именно оно победило в свое время языческий мир. Именно в нем и сегодня - возможность радости и надежды для каждого человека.

19.03.2005


Верх страницы


RingNet © 2003      
Используются технологии uCoz