Ольга Ерохина

"Вера и Свет" - боль и праздник

В 1964 году Жан Ванье, сын канадского генерал-губернатора, преподаватель философии в университете в Торонто, в прошлом морской офицер (в разгар второй мировой войны 14-летним подростком ушел воевать во флот) купил дом в деревне Троли во Франции и стал жить там вместе с двумя умственно отсталыми людьми, которых он взял из интерната. До сих пор они живут в том же доме - Жан и его умственно отсталые друзья. Община получила название "L'Arche" ("Ковчег"), таких общин теперь уже сотни по всему миру.
Жан совершил в каком-то смысле "гуманитарную революцию", явив миру красоту умственно отсталого человека, глубину его веры, нравственную чистоту; он - автор книг о сломленности мира и ранах человеческого сердца, о возрастании в общине.
Этому предшествовало совместное с его духовником, отцом Тома Филиппом, посещение интерната для умственно отсталых людей во Франции (отец Тома опекал это заведение). Жан почувствовал тогда, что если он считает себя христианином, - это серьезно. Слышать плач бедных в этом разодранном страданием мире, куда Христос пришел, прежде всего, к ним; услышать их весть, благовестие нищих.
Он рассказывал, что многому научился у этих людей. Жизнь в общине - не благотворительность одних по отношению к другим; община - это место, где можно делиться своими дарами, которыми наделен каждый без исключения - с другими, независимо от того, "нормальный" ты или нет. Да и что такое нормальность? Жан любит рассказывать историю о том, как на Паралимпийских играх во время соревнования по бегу двое бегунов вырвались вперед, и один из них, так мечтавший о победе, о большой медали, - увидев, что его соперник споткнулся и упал, остановился, наклонился, подал ему руку, поднял его, и дальше они бежали вместе, и прибежали - рука в руку - одновременно, под рукоплескания зрителей. Конечно, трудно было бы ожидать от "нормального" спортсмена такого поведения.
Другой пример, уже из московской жизни. Умственно отсталый мальчик, тогда было ему лет 18, почти не говорящий, позвал в гости друзей. Стали играть - называть предметы, находившиеся на кухне. Стол, ложка, табуретка. И вдруг Сережа говорит: "Бог".
Его мама рассказывала, что прежде они жили совсем замкнуто, у Сережи не было друзей. Даже выйти на улицу было испытанием - люди косились на них с неодобреннием. И вот как-то майским утром она шла по улице одна, и было ей очень горько, и это был день ее рождения. Она купила цветы. Зашла в церковь у Кировских ворот, неподалеку от дома. Служба уже кончилась. На амвоне стоял высокий человек - и он говорил - будто специально для нее. Он говорил об умственно отсталых людях, их месте в обществе и церкви, их ценности для Бога - он говорил так, что она заплакала - и сразу поняла, для кого купила эти цветы. Жан Ванье (это был он) сказал ей "спасибо" - единственное русское слово, которое он знал, - и, когда переводчик пересказал ему, что она мама умственно отсталого ребенка, - подвел к Мише Завалову, у которого дома уже в течение года собирались первые участники общины "Вера и Свет".
Тогда, в 1991 году, можно было поместиться в квартире - несколько семей с умственно отсталыми детьми, друзья. Когда нас стало за 30, пришлось искать помещение побольше. Сейчас в Москве около 200 людей участвует в движении "Вера и Свет". В мире - сотни общин "Foi et Lumiere", на всех континентах.
В отличие от другого детища Жана Ванье, "Ковчега", где умственно отсталые и так называемые "нормальные" люди живут вместе постоянно, члены общин "Вера и Свет" только встречаются - раз в две-три недели, живут каждый в своей семье. Движение это родилось из большого паломничества в Лурд, которое Жан Ванье и Мари-Элен Матье организовали на Пасху 1971 года.
Годом раньше к Жану пришла женщина, мать двух братьев с умственной отсталостью. Она рассказала, как они ездили в Лурд и как их там плохо приняли - советовали с такими детьми сидеть дома и не высовываться, не приглашали к общему столу. Она поделилась своей болью. На следующий год Жан и Мари-Элен устроили паломничество в Лурд из 12000 человек, - среди них было 4000 людей с умственной отсталостью, 4000 членов их семей и 4000 друзей.
Это было настолько вдохновляюще - и для жителей Лурда, и для паломников, - что, когда паломничество окончилось, люди, которые успели подружиться за время его подготовки и путешествия, не захотели расставаться. Так родилась "Foi et Lumiere" ("Вера и Свет").
Зародившееся в католической среде, движение - с силу своей природы, своей направленности на нужды умственно отсталого человека - перешагнуло эти рамки. В Россию оно пришло в 1989 году. На Пасху 1991 года в традиционном всемирном паломничестве в Лурд, проводимом каждые 10 лет, участвовало несколько человек из наших общин. Весною 2001 года из России в Лурд отправилось более 70 человек - на двух автобусах. Это был огромный праздник большой всемирной семьи "Веры и Света".
Праздник - характерная черта движения. Может быть, это связано с тем, что люди, знающие настоящее страдание, умеют радоваться, радоваться вместе, - хотя никто не закрывает глаза на то, что есть вещи, которые никогда не будут изменены, - Лиза не будет говорить и ходить, Саша не научится читать, Алена всегда будет в инвалидном кресле. Но как они умеют радоваться - музыке, игре, дружбе! Для многих друзей "Вера и Свет" - возможность выйти из своей замкнутости, стать смелым, открытым, пойти на риск творчества, открыть в себе дары и научиться делиться ими, реализовывать дремлющие где-то на дне души возможности - в полной свободе от опасности впадать в амбиции. Здесь все легко, тщеславию нет места.
За годы существования "Веры и Света" в России укоренилась традиция ставить спектакли; была даже поставлена грандиозная опера "Кротость и Упование", где около 20 из 40 персонажей - люди с умственной отсталостью. Устраиваются паломничества - например, в Ростов Великий. Литургии, на которые специально собираются все московские общины "Веры и Света", - это что-то особенное, с необыкновенным молитвенным подъемом и благоговением, мы чувствуем важность совместного литургического общения.
Впрочем, "Вера и Свет" включает в себя и неверующих людей. В центре общины - люди с умственной отсталостью, а семьи бывают разные. Никто никого не обращает в веру. Но характерна такая динамика: через какое-то время после попадания в общину мама приводит крестить своего ребенка, еще по прошествии времени сама принимает крещение.
Сейчас в Москве 7 общин движения "Вера и Свет". Каждая имеет название - некоторые из них придумали наши умственно отсталые друзья: "Пятница" (они действительно собираются по пятницам), "Странные люди", "Крошка" (потому что когда-то она была маленькой), "Проснись и пой", "Свеча на ветру", "Маленькое дерево", "Сретение".
Во время встречи мы вместе молимся, проживаем какой-то эпизод из Священного Писания (поскольку многие из нас не читают и не говорят, - это всегда маленький спектакль без зрителей, скорее мистерия, где все - участники; например, мы все в иерусалимском храме, куда приходят Мария и Иосиф, где ждут их Симеон и Анна-пророчица). Непременная часть встречи - "sharing" - разговор на тему, которая соответствует теме всей встречи, - это глубокое общение; как правило, в это время дети - конечно, в присутствии друзей - заняты своим "разговором", по окончании которого готовят спектакль или маленькую выставку.
А к Рождеству мы готовим ярмарку. Эти ежегодные ярмарки вдохновляют на творчество всех без исключения - родителей, детей, друзей. Во время ярмарки всегда - наш оркестр, буфет, - словом, праздник "собирания плодов творчества". Деньги, заработанные от ярмарочной продажи, идут на устройство ежегодных летних лагерей "Веры и Света" (лагерь проводит каждая община в течение примерно 5-7 дней, как правило, в Подмосковье). Мы любим бывать вместе, совместные трапезы - это всегда веселый пир.
Вместе с простотой, столь характерной для "Веры и Света", ей присуща глубина и красота - ведь если мы хотим вместе пережить какую-то часть Евангелия, мы ориентируемся и на тех из нас, кто не может воспринимать просто вербализованное, рассказанное событие или состояние. Здесь важно присутствие, совместное пребывание перед Ним - хотя бы и просто в молчании. В Лурде в страстную пятницу это было шествие за Крестом с остановками, песнопениями, краткими чтениями. Неожиданно во время этого шествия Маша (по словам ее мамы), проплакавшая весь путь, сказала, что она хочет помириться с Полиной. А вечером мы выложили из больших камней крест, среди них горели свечи, и люди, сидевшие на полу вокруг, тихо рассказывали о тех событиях своей жизни, когда Бог выводил из мрака, отчаяния, когда ты бывал на краю... Каждый рассказ завершался тем, что человек клал розу на эти камни.
В нашем мире, где столь очевидно присутствует зло, смерть, болезни, разлука, разделение, "Вера и Свет" несет свою весть о любви и надежде.


Верх страницы

RingNet © 2003      
Используются технологии uCoz