Ирина Анатольевна Шадова, детский врач

Медицинская реабилитация детей-сирот в условиях
Воспитательного Дома семейного типа (доклад на конференции "Брак, семья и общество")

"Воспитательный Дом Ксении Петербургской" был основан как негосударственная некоммерческая организация на средства благотворителей. Целью создания было оказание социальной и медицинской помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации или оставшимся без попечения родителей. Организаторы убедительно стоят на позициях возрождения российских традиций благотворительности, берущих свое начало в XVIII. столетии.
Под покровительством супругов Синцовых уже шестой год находятся 11 детей разного возраста. Их умение воспитывать детей не случайно, а основано на опыте более чем 13- летнего воспитания в собственной семье детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. В их семье дети получают не просто воспитание, но и новую судьбу. Супруги Синцовы - пример настоящих родителей, знающих и понимающих проблемы своих детей, старающихся всегда помочь им в их решении.
" Воспитательный Дом Ксении Петербургской " существует шестой год. Атмосфера в Доме отличается особой добротой, взаимопониманием и вместе с тем требовательностью, заботой друг о друге и нравственностью.
Первоначальное количество детей - 3 человека. Максимальное количество стационарных детей - 14 человек.
Помимо заботы о состоянии здоровья воспитанников , осуществлялся патронаж детей из приемных, многодетных и малообеспеченных семей, а так же всем, кому необходима была помощь.
Новые дети приходили в семью с различными диагнозами, в том числе и с задержкой психического развития. Они плохо адаптировались к новой среде, демонстративно не желая никого впускать в свой мир. На первых этапах существования Дома основной задачей на первом этапе было комплексное диагностическое обследование ребенка с целью уточнения характера патологии и необходимого объема лечебно-реабилитационных мероприятий.
У всех детей отмечалась та или иная патология со стороны нескольких органов или даже систем; практически у каждого имелись расстройства ЦНС ( синдром вегето-сосудистой дистонии, снижения концентрации внимания и гиперактивности; у маленьких в большинстве случаев отмечалась задержка речевого развития ), желудочно-кишечного тракта, различные заболевания ЛОР- органов. Были случаи обнаружения камня в почке у ребенка 3 лет, аномалии строения почек (подковообразная почка). Среди детей от 3-4 лет всегда отмечалось расстройство питания по типу гипотрофии 1-2 ст., анемия, глистные инвазии.
Процент встречаемости патологии в зависимости от возраста. Таблица№1.

 

ЦНС

ЖКТ

ЛОР

0-3г.

100

5

12

4-7л.

68

20

60

8-12л.

35

38

45

13-18л.

15

56

15

Из таблицы видно, что преобладающей в раннем возрасте является патология ЦНС, которая компенсируется у большинства детей в подростковом возрасте. Заболевания пищеварительной системы учащаются в более старших возрастных группах, что связано скорее всего с периодом гормональной перестройки и более частых нарушениях режима питания. ЛОР-заболевания , в основном обусловлены обострением хронических тонзиллитов , аденоидитов и гайморитов, а так же интеркуррентными вирусными и бактериальными инфекциями.
По возрастной характеристике среди воспитанников Дома преобладали подростки
( 8 чел.); четверо детей были раннего возраста (от 0 до 4 лет). У детей старшего возраста в 100% случаев присутствовала хроническая патология той или иной системы, а в отдельных случаях их сочетание. Так, например, у мальчика с врожденным витамин - "Д" зависимым рахитом, врожденным ихтиозом и ММД отмечался спазм аккомодации, феномен укорочения интервала P-Q, гипоплазия левой позвоночной артерии, хр.гастродуоденит, дискинезия желчевыводящих путей, гипермоторный нейрогенный мочевой пузырь, остеопороз шеек обеих бедренных костей, укорочение правой нижней конечности.
У детей раннего возраста в 100% отмечались нарушения со стороны ЦНС как правило, вследствии внутриутробной гипоксии или токсического воздействия алкоголя на плод во время беременности. У 75% детей отмечалось отставание в развитии, преимущественно речевом.
Практически все дети из неблагополучных семей. У большинства родителей в анамнезе алкоголизм.
С первых дней основания Дома была организована система оказания медицинской помощи, которую можно назвать 4-х ступенчатой по вертикали.
Первый этап оказания медицинской помощи - курирующим врачом-педиатром. Я осуществляла непосредственно как медицинскую, так и профилактическую помощь. При поступлении ребенка в Воспитательный Дом происходило первичное ознакомление с документами, медицинский осмотр, антропометрия с целью определения состояния здоровья, уровня физического развития и выбора тактики ведения. На ребенка заводилась медицинская карта, где делались записи о переносимых заболеваниях, назначения и т.д. и специальная папка для хранения результатов обследования и выписок о состоянии здоровья. Сбор и хранение медицинской документации заслуживают особого внимания, и здесь важную координирующую роль выполняет непосредственно мама (Н.Г.). Мною осматривались заболевающие дети; оказывалась первая медицинская помощь, а так же осуществлялась тесная связь с участковым доктором.
Второй этап оказания медицинской помощи - участковый педиатр районной детской поликлиники № 64 , которому сообщалось обо всех случаях острых заболеваний или обострения хронических, а так же при выявлении случаев инфекционных заболеваний. Он же выписывал детей в школу и давал направления если это было необходимо для дальнейшего обследования в ЛПУ города, оформлял различную документацию. В этом вопросе тесное сотрудничество помогало решить многие сложные вопросы в оптимальные сроки.
Третьий этап - Городской Консультативно-диагностический центр для детей, где в условиях углубленного педиатрического обследования и консультации необходимых высококвалифицированных специалистов уточнялись диагнозы наших детей и вырабатывался план дальнейшей реабилитации. Стоит обратить внимание, что для организации обследования детей в подобных центрах необходим человек, желательно сотрудник этого же учреждения, который бы занимался вопросами записи к специалистам и координации посещений. Благодаря нашему добровольному помощнику - медицинской сестре, мы ежегодно 2 раза в год могли показывать детей врачам специалистам, проходить курсы реабилитации. Активно мы прибегали к услугам плавательного бассейна, зала ЛФК, физиотерапевтического кабинета центра, а так же недалеко расположенного центра для реабилитации детей-инвалидов.
Четвертый этап - детские стационары города, куда приходилось обращаться за помощью при плановых хирургических госпитализациях, обострении хронической соматической патологии, для более углубленного обследования ребенка. Желательно, что бы в стационаре так же была своя "подстраховка", т.е. человек через которого осуществлялась бы связь с врачами стационара и урегулировались бы все вопросы.
В результате такого подхода осуществлялась преемственность между всеми звеньями "медицинской" цепочки и значительно снижался процент ошибки, что существенно ускоряло процесс выздоровления и медико-социальной реабилитации.
Стоит отметить, что на примере небольшого коллектива, где для детей были созданы хорошие бытовые условия жизни, полноценное питание, проводилась регулярная работа воспитателей и педагогов а так же комплексная медицинская помощь мы наблюдали, что даже в самых тяжелых случаях результат превосходил все наши ожидания. Работа специалистов осуществлялась на добровольческой основе.
В дополнение к вертикальной системе медицинской помощи была создана горизонтальная система оказания медицинской помощи - это оказание помощи многодетным семьям и семьям с детьми - инвалидами. При этом вертикальная часть оказания помощи могла сокращаться, например. Как правило, это было посещение ребенка и беседа с родителями на дому или осмотр в Воспитательном Доме или телефонное консультирование. При необходимости ребенок направлялся для более углубленного обследования в КДЦД или профильный стационар города.
Профилактическая помощь состояла в вакцинации детей по возрасту, против гриппа, фитотерапия, бассейн, ЛФК, зимние виды спорта, теннис, санаторно-курортное лечение, тематические лекции для подростков. Особое место в реабилитации детей имеет летний оздоровительный отдых. Наши дети получали водо-, грязе- и климатотерапию на курорте
"Сергеевка" (Украина). Отмечалась положительная динамика физического и нервно-психического состояния здоровья детей. Так же в течение года 2 девочки получали санаторно-курортное лечение в санаториях Ленинградской области (Зеленогороск) гастроэнтерологического профиля.

Таким образом:
1. Медицинская реабилитационная деятельность является неотъемлемой составной частью социально - психологической реабилитации воспитанников
2. Актуальность медицинской реабилитации связана с тем, что помимо "запущенности" ребенка в социальном плане у многих детей были существенные проблемы со здоровьем.
3. Показания к медицинской реабилитации были у всех поступающих в В.Д. детей и определялись:

  • исходным преморбидным ( состояние здоровья с которым ребенок родился) фоном;
  • перенесенными заболеваниями и их течением;
  • динамикой лечения;
  • качеством проводимых реабилитационных мероприятий;
  • темпами появления навыков и их усвоения.
    Так, например, реабилитация детей "младшей" группы продолжается и по настоящее время.
    4. Положительная динамика физического и психо-эмоционального развития является подтверждением необходимости проведения медицинской реабилитации.
    5. На мой взгляд, пример Воспитательного Дома Ксени Петербургской может быть моделью Воспитательного Дома семейного типа, с помощью которой государство и коммерческие структуры могли бы совместно решать проблему детей, оставшихся без попечения родителей.

    Вывод. Тактика последовательного и планомерного обследования ребенка с последующей медицинской реабилитацией способствует улучшению физического и нервно-психического состояния воспитанника, более гармоничной его социализации, в целом.

    Воспитательный Дом Ксении Петербургской - уникальный пример комплексного и неординарного подхода к воспитанию детей в Воспитательном Доме семейного типа.
    Дети выздоравливают не только потому, что сотрудники очень серьезно относятся к лечению воспитанников, но и потому что в Доме царит любовь, дружба, взаимопонимание.
    Такая семья и подобные им семьи - прекрасный образец того, к чему следует стремиться.


  • Верх страницы


    RingNet © 2003      
    Используются технологии uCoz