Сергей Матвеев

Старец
(доклад на конференции "Брак, семья и общество")


22 июня мы будем праздновать память святого праведного о. Алексея Мечева, которого называли оптинским старцем, живущмм в Москве. Он родился в Москве 17 марта 1859 года в семье священника. В 1884 году женился по большой любви на дочери псаломщика Анне Петровне Молчановой, от этого брака у него было 5 детей. Жена его умерла рано в 1902 году, что для Мечева было большим ударом и безутешным горем. Брак и семья для о. Алексея были непреходящей ценностью, о чем мы читаем в воспоминаниях его духовных чад. Старец о. Алексей так говорил своим чадам об отношении к ближним : "Будьте теплом и светом для окружающих: старайтесь сперва согреть семью, - трудитесь над этим, а потом эти труды вас так завлекут, что для вас уже будет узок круг семьи, и эти теплые лучи со временем будут захватывать все новых и новых людей, и круг, освящаемый вами, будет все увеличиваться". Он часто говорил, что "каждый дом есть домашняя церковь имени тех святых, имена которых носят живущие в нем".
В 1893 году он был рукоположен во священники и 8 лет практически служил в пустом храме. В начале священнической жизни у него был такой случай: навещая больную прихожанку, он, увидев там крайнею нищету и детей, которые просили есть, отдал все свои деньги. Придя домой, на вопрос жены с просьбой выделить деньги для покупки питания своим детям, ответил: "Подожди". А сам задумался: "Правильно ли я поступил?". И стал горячо молиться Богу. Через некоторое время раздался стук в дверь и принесли пакет с деньгами с просьбой помолиться об усопших родственниках. Этот случай укрепил его в вере и служении людям.
Одним из вопросов, которых касались постоянные батюшкины беседы с прихожанами храма, был вопрос о браке и воспитании детей. Готовящимся быть отцами и матерями и самим отцам и матерям он указывал, что вопрос о христианском браке и христианском воспитании в наше время, время отрицания всего на свете, является самым злободневным и важным: "Вступая в брак, христианские родители должны думать не только о своем личном счастье, но и о будущем своих детей, о том, чтобы воспитать в них христиан, полезных обществу и Церкви".
Но для того, чтобы воспитывать детей как должно, родителям следует взглянуть на свой брак с чисто христианской точки зрения. В чем неудачность и кратковременность современных браков? Отец Алексей Мечев утверждал, что в том, что, ища брачного сближения, люди думают только о себе, о своем личном счастье. Мужчина видит в жене только женщину, доставляющие ему чувственные наслаждения, и весьма часто закрывает глаза на нее как на человека, друга, мать. Женщина тоже выходит замуж или по слепой страсти, которая весьма скоро угасает, или же по расчету. Этот эгоизм, проникший все слои нашего общества, и служит причиной столь частых разводов.
Молодой человек, говорил батюшка, который хочет жениться, должен помнить, что брак есть крест, что ему вручается слабый немощный сосуд - жена, которую он должен беречь и хранит для своего потомства. Цель брака, прежде всего, в рождении и воспитании детей. Для несения креста брачного муж и жена должны отбросить свои эгоистические счеты и жить во имя и для своих детей. Любовь их не должна ограничиваться чувственными отношениями, она должна простираться и охватывать духовную жизнь супругов. Муж должен видеть в жене лучшего друга, помощника, спутника жизни. Жена со своей стороны должна не только бояться мужа своего, но и любить его искренне со всеми недостатками, заботиться о его душе и спасении. Каждый из вступающих в брак должен отказываться от себя и прививать другому добро, а добро прививается только любовью. Все мы люди, человеки, не с небес пришедшие, все имеем недостатки, поэтому не должны недостатки других вменять им, а относить их к воспитанию, если родители не смогли им этого дать, то они имеют право на снисхождение и сочувствие.
В то время, когда жизнь супругов безбожных проходит в заботах о материальном благополучии и этим по большей части ограничивается, жизнь христианских супругов состоит во взаимном несении общего для всех жизненного креста (а вдвоем всегда легче) и совместном шествии ко Господу. Поскольку супруги проникаются такою мыслию, брак их будет воистину благословенным и нерушимым вовеки.
Обращаясь к женщинам, батюшка часто указывал, что жена в брачном союзе играет всегда большую роль, нежели муж. Не говоря уже о том, что она родит детей и воспитывает их, в то время как муж работает для их прокормления, она вносит атмосферу ласки и любви в саму личную жизнь мужа, и зачастую она оказывает благотворное действие в смысле искоренения его пороков. Батюшка тут приводил случай из своей жизни и рассказывал, как один его товарищ по семинарии еще на школьной скамье начал пить и вскоре сделался типичным алкоголиком. Ничто не могло отучить его от этого порока. Ему посоветовали жениться, сосватали невесту из духовного звания, заставили его в пьяном виде подписать брачный договор и обвенчали его с женщиной, которую он в глаза не видел. Казалось бы, что из этого брака могло выйти хорошего? Но оказалось обратное. Прошло несколько лет - и бывший пьяница, теперь степенный и трезвый человек, является к батюшке и сообщает, что давно уже бросил пить и что в этом сыграла роль не кто иная, как его добрая и любящая жена.
Строя свою маросейскую общину, о. Алексей Мечев обращал внимание всех на то, что все мы сыны своего времени. Он говорил в своих проповедях: "Как же нам отстать от него? Как же я пойду против целого поколения. Как мне не походить на него? Прежде чем мы сами начнем воспитание нашей души, к нам приходят грехи от вне из мира, из сложившихся в нем правил обычаев, соблазнов. Вот отчего малоуспешны бывают и наставления родительские, и внушения школы, и примеры лучших людей, бережем своих детей, сеем все хорошее и честное, ждем благих плодов и удивляемся, откуда у них появились иного рода и мысли, и характеры, против коих бессильно уже доброе влияние. Как часто слышится жалоба на молодое поколение, что оно рано начинает жить по своей воле, что тяготиться оно зависимостью, что не нуждается оно в опеке, даже любящей, родственной, что во всем оно опирается на нынешний век, на нынешний образ мыслей и жизни! Когда сравниваешь прежних людей с нынешними и видишь, что исчезают старые, хорошие традиции, что на многое, что прежде чтили и уважали, теперь смотрят с пренебрежением, говорят, что это уже старо и отжило свой век.
Что же делать, чтобы были хорошие дети, нравственные юноши, честные деятели, люди правды и добра? Надобно, чтоб само общество строже относилось к самому себе, чтобы оно гласно, прежде суда, уже карало преступление, чтобы оно явно стояло на стороне Закона Божия и человеческого. Надобно, чтобы общество признавало над собою другую силу, высшую власть, пред которою бы смирялось оно - разумеем силу св.веры, власть святой Церкви. Надобно, чтобы само общество почерпало из источника веры свои убеждения, чтобы оно проверяло и исправляло свои нравы по примерам свято чтимых христиан, чтобы оно само занималось вопросами о своих недугах и их врачеванием.
Где найдешь ныне это искреннее, беззаветное сочувствие, эту преданность, это взаимное доверие, эту сердечность друг к другу? И на что мы променяли эти прекрасные заветы доброго старого времени? Себялюбие, тщеславие, какая то холодность между самыми близкими, эта неудовлетворенность семейною тихою средою - вот что внесло в наше время жизнь общества".
Вот всему этому о. Алексей Мечев противопоставил созданную им Маросийскую общину, о которой писал в 1924 году отец Павел Флоренский: "Маросейская община была по духовному своему смыслу дочерью Оптиной пустыни - тут жизнь строилась на духовном опыте". Отец Алексей учил своей жизнью, и все вокруг него жило, каждый по-своему и по мере сил участвовал в росте духовной жизни всей общины. Поэтому, хотя община и не располагала собственной больницей, однако многочисленные профессора, врачи, фельдшеры и сестры милосердия - духовные дети отца Алексея - обслуживали больных, обращавшихся к отцу Алексею за помощью. Хотя не было своей школы, но ряд профессоров, писателей, педагогов, студентов, также духовных детей отца Алексея, приходили своими знаниями и своими силами на помощь тем , кому она оказалась потребной. Хотя и не было при общине своего организованного приюта, тем не менее, нуждающихся или обращающихся за помощью одевали, обували, кормили. Члены Маросейскеой общины, проникая во все отросли жизни, всюду своею работой помогали отцу Алексею в деле "разгрузки" страждущих. Тут не было никакой внешней организации, но это не мешало быть всем объединенными единым духом. В общине были люди, которые ежедневно ходили в церковь, и были люди которые бывали в храме раз в год. Были люди которые молились каждый день, и такие, которые молятся изредка. Были люди уже готовые к монашеству, и люди, еще не вошедшие как следует в Церковь. Батюшка был всем для всех. Приходящий к отцу Алексею сталкивался с силой, основанной на опыте и опытном познании себя и других. К этому опытному христианству он призывал всех.


Верх страницы


RingNet © 2003      
Используются технологии uCoz