В
Иваново обсудили церковно-государственные проблемы
11-12 февраля в Ивановском государственном университете прошла
VIII Международная конференция "Государство, общество,
Церковь в истории России XX века". В конференции приняли
участие Генеральный директор Фонда христианского просвещения
и милосердия свт. Луки Сергей Матвеев и сотрудник Фонда Борис
Колымагин.
Работа конференции открылась пленарным заседанием, на котором
с приветственным словом к собравшимся обратился председатель
оргкомитета, доктор исторических наук Аркадий Корников. Профессор
Ивановского энергетического университета Галина Будник озаглавила
свой доклад "Религия, духовность и современное студенчество".
По ее мнению, "клерикализации образовательной системы
быть не должно. Вместе с тем, в условиях глобализации, православная
культура, наряду с гуманитарными знаниями, могла бы сыграть
позитивную роль в формировании духовных качеств современного
российского студенчества".
Сотрудник Ивановского университета, кандидат философских наук
Татьяна Белова познакомила собравшихся с результатом проведенного
ей социологического исследования. Большинство опрошенных ивановцев
идентифицировали себя как "верующие" (72%), причем
наибольший процент религиозно ориентированных респондентов
зафиксирован в возрастной группе 18-29 лет. Интересно, что
православными назвали себя некоторые представители татарской
и азербайджанской национальностей, что подтверждает отсутствие
тождества между конфессиональной и этнической идентичностями.
Преподаватель Казанского технологического университета Глеб
Васильев посвятил свое выступление старопоморским согласиям
Казанского края. В частности, он рассказал о том, что церковный
совет Казанской общины старообрядцев-беспоповцев обратился
в 1990 году к властям Татарстана с ходатайством о возвращении
зданий бывшей Прилуцкой и Общественной молелен, но получил
отказ. Сейчас восстановить историческую справедливость еще
сложнее: "Территория Прилуцкого молельного дома попала
под зону отчуждения РАО "Российские железные дороги"
и поэтому не действуют нормы Федерального закона от 26 сентября
1997 г. "О свободе совести и о религиозных объединениях"…
К сожалению, непонятны механизмы, каким образом РАО РЖД смогло
приватизировать данные объекты культурного наследия. И это
один из примеров правового нигилизма, процветающего в России,
против которого призывал бороться Президент".
В настоящее время староверы написали письмо председателю Правительства
РФ с просьбой разобраться в сложившемся правовом казусе.
Доктор исторических наук Сергей Усманов построил свое выступление
на размышлении о судьбе католицизма в России. Он посетовал
на то, что католикам Иваново, в основном, полякам по происхождению,
не дали построить большой костел - это не повлияло бы на религиозную
ситуацию в городе. Докладчик напомнил, что "Россия за
прошедшее тысячелетие была возделана трудами целых поколений
русских православных подвижников праведников, бессребреников,
мучеников и исповедников. Русская земля была обильно полита
их кровью. Вот почему наследникам Иосафата Кунцевича здесь
трудно рассчитывать на что-то серьезное".
После пленарного заседания работа продолжилась в секциях.
Выступающие немало говорили о принципах соборности и активном
участии мирян в жизни Церкви. Например, доцент Кемеровского
университета Алексей Адаменко остановился на теме реформирования
церковного прихода в 1917 году (его доклад опирался на материалы
Томской епархии). Генеральный директор Фонда христианского
просвещения и милосердия свт. Луки Сергей Матвеев поднял некоторые
проблемы православного братского движения. По его мнению,
"опасностью современных братств является их устранение
от вопросов политической и социальной жизни общества, так
как бессознательно эти вопросы все равно будут привноситься
в братскую жизнь и именно вследствие этой бессознательности
и необходимо внести в эту область сознание и волю".
Борис Колымагин посятил свое выступление свт. Луке и разным
аспектам взаимодействия русской и еврейской культуры. В частности,
он напомнил, что Лука боролся с антисемитизмом прихожан, подогреваемым
соответствующей государственной компанией. 3 апреля 1948 года
он произнес филосемитскую проповедь "О том, что Пресвятая
Богородица была еврейкой", которая стала единственной
в СССР подобной декларацией архиерея РПЦ.
Немало ученых, не сумевших приехать в силу тех или иных обстоятельств
на форум, прислали тезисы своих выступлений. Все заблаговременно
присланные доклады опубликованы в двухтомнике "Материалов"
конференции.
|