В Иваново обсудили церковно-государственные проблемы

11-12 февраля в Ивановском государственном университете прошла VIII Международная конференция "Государство, общество, Церковь в истории России XX века". В конференции приняли участие Генеральный директор Фонда христианского просвещения и милосердия свт. Луки Сергей Матвеев и сотрудник Фонда Борис Колымагин.
Работа конференции открылась пленарным заседанием, на котором с приветственным словом к собравшимся обратился председатель оргкомитета, доктор исторических наук Аркадий Корников. Профессор Ивановского энергетического университета Галина Будник озаглавила свой доклад "Религия, духовность и современное студенчество". По ее мнению, "клерикализации образовательной системы быть не должно. Вместе с тем, в условиях глобализации, православная культура, наряду с гуманитарными знаниями, могла бы сыграть позитивную роль в формировании духовных качеств современного российского студенчества".
Сотрудник Ивановского университета, кандидат философских наук Татьяна Белова познакомила собравшихся с результатом проведенного ей социологического исследования. Большинство опрошенных ивановцев идентифицировали себя как "верующие" (72%), причем наибольший процент религиозно ориентированных респондентов зафиксирован в возрастной группе 18-29 лет. Интересно, что православными назвали себя некоторые представители татарской и азербайджанской национальностей, что подтверждает отсутствие тождества между конфессиональной и этнической идентичностями.
Преподаватель Казанского технологического университета Глеб Васильев посвятил свое выступление старопоморским согласиям Казанского края. В частности, он рассказал о том, что церковный совет Казанской общины старообрядцев-беспоповцев обратился в 1990 году к властям Татарстана с ходатайством о возвращении зданий бывшей Прилуцкой и Общественной молелен, но получил отказ. Сейчас восстановить историческую справедливость еще сложнее: "Территория Прилуцкого молельного дома попала под зону отчуждения РАО "Российские железные дороги" и поэтому не действуют нормы Федерального закона от 26 сентября 1997 г. "О свободе совести и о религиозных объединениях"… К сожалению, непонятны механизмы, каким образом РАО РЖД смогло приватизировать данные объекты культурного наследия. И это один из примеров правового нигилизма, процветающего в России, против которого призывал бороться Президент".
В настоящее время староверы написали письмо председателю Правительства РФ с просьбой разобраться в сложившемся правовом казусе.
Доктор исторических наук Сергей Усманов построил свое выступление на размышлении о судьбе католицизма в России. Он посетовал на то, что католикам Иваново, в основном, полякам по происхождению, не дали построить большой костел - это не повлияло бы на религиозную ситуацию в городе. Докладчик напомнил, что "Россия за прошедшее тысячелетие была возделана трудами целых поколений русских православных подвижников праведников, бессребреников, мучеников и исповедников. Русская земля была обильно полита их кровью. Вот почему наследникам Иосафата Кунцевича здесь трудно рассчитывать на что-то серьезное".
После пленарного заседания работа продолжилась в секциях.
Выступающие немало говорили о принципах соборности и активном участии мирян в жизни Церкви. Например, доцент Кемеровского университета Алексей Адаменко остановился на теме реформирования церковного прихода в 1917 году (его доклад опирался на материалы Томской епархии). Генеральный директор Фонда христианского просвещения и милосердия свт. Луки Сергей Матвеев поднял некоторые проблемы православного братского движения. По его мнению, "опасностью современных братств является их устранение от вопросов политической и социальной жизни общества, так как бессознательно эти вопросы все равно будут привноситься в братскую жизнь и именно вследствие этой бессознательности и необходимо внести в эту область сознание и волю".
Борис Колымагин посятил свое выступление свт. Луке и разным аспектам взаимодействия русской и еврейской культуры. В частности, он напомнил, что Лука боролся с антисемитизмом прихожан, подогреваемым соответствующей государственной компанией. 3 апреля 1948 года он произнес филосемитскую проповедь "О том, что Пресвятая Богородица была еврейкой", которая стала единственной в СССР подобной декларацией архиерея РПЦ.
Немало ученых, не сумевших приехать в силу тех или иных обстоятельств на форум, прислали тезисы своих выступлений. Все заблаговременно присланные доклады опубликованы в двухтомнике "Материалов" конференции.






Верх страницы


RingNet © 2003      
Используются технологии uCoz