Андрей Цуканов (США)
Новые тенденции в отношении к богатству и бедности в Америке
(тезисы к конференции "Бедность и нищета: богословские,
психологические и культурологические аспекты")
За последние полвека США прочно заслужили репутацию "богатой
страны", "страны богатых", первой страны "золотого
миллиарда". Однако те процессы, которые идут в ней сегодня,
вполне позволяют назвать ее страной бедных и богатых. Отсюда
возникает вопрос: что происходит? Является ли это возвращением
того, что было в США до того, как она стала во главе "свободного
мира"? Или происходит формирование некого нового пути
этой все еще безусловно самой богатой страны мира?
Нынешний Президент страны Барак Обама - безусловно "президент
бедных", пришедший на смену длинной череде "президентов
богатых". Он уже потратил сотни миллиардов долларов на
поддержку тех, кто потерял работу в результате кризиса. И,
судя по всему, намерен оказывать им необходимую помощь и далее.
Но поистине революционным считается его закон о медицинском
страховании для бедных, который уже принял Конгресс - теперь
очередь за сенатом. Закон предполагает, что ассигнования на
медицинское страхование для бедных составят почти триллион
долларов и будут взяты в основном из тех денег, которые взимаются
с богатых в виде сбора налогов. Это уже отсылает к таким терминам
как революция, экспроприация и так далее.
Вопрос в том, сумеет ли американское общество мирно "переварить"
подобные революционные начинания своего Президента. В значительной
мере это будет определяться фактором соотношения протестантской
и католической этики в структуре общественной морали США.
Притом что в результате демографических изменений процент
протестантов (WASP) в этой стране уменьшается, а количество
католиков увеличивается за счет выходцев из Латинской Америки.
Приверженцы протестантской морали трактуют богатство как
благо, приобретенное в результате правильной жизни и упорного
труда. Католическая (как и православная) традиция склонна
трактовать богатство если не как зло, то как нечто, вызывающее
массу вопросов, отражением (или источником) чего является
евангельская притча о верблюде и игольном ушке. Лично я на
днях получил по электронной почте некий спамовый е-мейл, свидетельствующий
о том, что противостояние политике Обамы уже началось. В этом
послании в "лучших традициях" WASP богатые сравнивались
с муравьем из известной басни "Стрекоза и муравей",
а бедные - со стрекозой. Но понятно, что муравья надо бы здесь
заменить термитом, а сравнение бедного со стрекозой и вовсе
не выдерживает никакой критики.
Но существует и еще одна проблема. Тем, кто уже взрослым
человеком жил в СССР, хорошо известно, что возможна такая
ситуация, когда огромные массы бедных людей влачат скудное
существование, зорко следя только за тем, чтобы у соседа не
завелась "вторая корова". На изменение подобной
ситуации не слишком повлияло появление уже в России в 90-х
гг. прошлого века "новых богатых", да и бедных при
этом не стало меньше. Два социально-политических переворота
в России (1917 и 1991 гг) ясно показали, что в рассуждениях
об общественных добре и зле понятия богатства и бедности работают
очень опосредованно. К этому же, по сути, пришла и Европа,
пройдя через молодежные бунты 1968 г. и через общую интеллектуализацию
населения.
Теперь уже видно, что такой же пересмотр взглядов на бедность
и богатство начинает происходить в США - как уже было сказано,
прежде всего в результате изменения пропорциональной численности
католиков и протестантов в ходе иммиграционных процессов.
Но дело не только в этом. А в том, что правительство Обамы
по сути занято выработкой новых методов в управлении экономикой
своей страны. Антикризисная политика этого правительства ориентирована
на помощь не только бедным и безработным, но в не меньшей
степени и богатым - банкам, инвестфондам, автомобилестроительным
корпорациям и т.п. В итоге удалось, с одной стороны, свести
к минимуму демонстрации и забастовки, а, с другой, не дать
повод богатым слишком много роптать на то, что правительство
оказывает бедным чрезмерно большую помощь - они-то эту помощь
тоже получили, и немалую.
Таким образом, со стороны правительства Обамы "стране
и миру" был явлен пример эффективного модерирования отношений
богатых и бедных и "разруливания" экономических
и социально-общественных проблем. Однако здесь необходимо
оговориться: по сути, речь идет об эксперименте, и пока кризис
не завершен (если, конечно, он будет когда-либо завершен),
говорить о его успешности или неуспешности невозможно.
Подводя итоги, можно сказать, что есть все основания считать,
что как в Европе, так и в Америке проблема бедности и богатства
покинет наконец территорию социально-политической философии
и будет рассматриваться чисто прагматически в двух аспектах:
- личном: в свете проблемы выбора конкретным человеком пути
своего развития, устроения своей жизни и личного предстояния
перед Богом. Здесь существует извечная и каверзная проблема
сохранения за личностью достаточных степеней свободы для осуществления
личного выбора.
- государственно-общественном: в свете проблемы модерирования
взаимоотношений между бедными и богатыми для поддержания общественного
равновесия и недопущения перегибов в какую-либо сторону. При
этом государство как модератор взаимоотношений между богатыми
и бедными получает неплохую перспективу для упрочивания оснований
своего существования. Поскольку гораздо более представимо,
пусть и в отдаленном будущем, окончательное устранение деления
на расы, нации, классы, религиозные конфессии, чем на бедных
и богатых.
|