Андрей Цуканов (США)

Новые тенденции в отношении к богатству и бедности в Америке
(тезисы к конференции "Бедность и нищета: богословские, психологические и культурологические аспекты")

За последние полвека США прочно заслужили репутацию "богатой страны", "страны богатых", первой страны "золотого миллиарда". Однако те процессы, которые идут в ней сегодня, вполне позволяют назвать ее страной бедных и богатых. Отсюда возникает вопрос: что происходит? Является ли это возвращением того, что было в США до того, как она стала во главе "свободного мира"? Или происходит формирование некого нового пути этой все еще безусловно самой богатой страны мира?

Нынешний Президент страны Барак Обама - безусловно "президент бедных", пришедший на смену длинной череде "президентов богатых". Он уже потратил сотни миллиардов долларов на поддержку тех, кто потерял работу в результате кризиса. И, судя по всему, намерен оказывать им необходимую помощь и далее. Но поистине революционным считается его закон о медицинском страховании для бедных, который уже принял Конгресс - теперь очередь за сенатом. Закон предполагает, что ассигнования на медицинское страхование для бедных составят почти триллион долларов и будут взяты в основном из тех денег, которые взимаются с богатых в виде сбора налогов. Это уже отсылает к таким терминам как революция, экспроприация и так далее.

Вопрос в том, сумеет ли американское общество мирно "переварить" подобные революционные начинания своего Президента. В значительной мере это будет определяться фактором соотношения протестантской и католической этики в структуре общественной морали США. Притом что в результате демографических изменений процент протестантов (WASP) в этой стране уменьшается, а количество католиков увеличивается за счет выходцев из Латинской Америки.

Приверженцы протестантской морали трактуют богатство как благо, приобретенное в результате правильной жизни и упорного труда. Католическая (как и православная) традиция склонна трактовать богатство если не как зло, то как нечто, вызывающее массу вопросов, отражением (или источником) чего является евангельская притча о верблюде и игольном ушке. Лично я на днях получил по электронной почте некий спамовый е-мейл, свидетельствующий о том, что противостояние политике Обамы уже началось. В этом послании в "лучших традициях" WASP богатые сравнивались с муравьем из известной басни "Стрекоза и муравей", а бедные - со стрекозой. Но понятно, что муравья надо бы здесь заменить термитом, а сравнение бедного со стрекозой и вовсе не выдерживает никакой критики.

Но существует и еще одна проблема. Тем, кто уже взрослым человеком жил в СССР, хорошо известно, что возможна такая ситуация, когда огромные массы бедных людей влачат скудное существование, зорко следя только за тем, чтобы у соседа не завелась "вторая корова". На изменение подобной ситуации не слишком повлияло появление уже в России в 90-х гг. прошлого века "новых богатых", да и бедных при этом не стало меньше. Два социально-политических переворота в России (1917 и 1991 гг) ясно показали, что в рассуждениях об общественных добре и зле понятия богатства и бедности работают очень опосредованно. К этому же, по сути, пришла и Европа, пройдя через молодежные бунты 1968 г. и через общую интеллектуализацию населения.

Теперь уже видно, что такой же пересмотр взглядов на бедность и богатство начинает происходить в США - как уже было сказано, прежде всего в результате изменения пропорциональной численности католиков и протестантов в ходе иммиграционных процессов. Но дело не только в этом. А в том, что правительство Обамы по сути занято выработкой новых методов в управлении экономикой своей страны. Антикризисная политика этого правительства ориентирована на помощь не только бедным и безработным, но в не меньшей степени и богатым - банкам, инвестфондам, автомобилестроительным корпорациям и т.п. В итоге удалось, с одной стороны, свести к минимуму демонстрации и забастовки, а, с другой, не дать повод богатым слишком много роптать на то, что правительство оказывает бедным чрезмерно большую помощь - они-то эту помощь тоже получили, и немалую.

Таким образом, со стороны правительства Обамы "стране и миру" был явлен пример эффективного модерирования отношений богатых и бедных и "разруливания" экономических и социально-общественных проблем. Однако здесь необходимо оговориться: по сути, речь идет об эксперименте, и пока кризис не завершен (если, конечно, он будет когда-либо завершен), говорить о его успешности или неуспешности невозможно.

Подводя итоги, можно сказать, что есть все основания считать, что как в Европе, так и в Америке проблема бедности и богатства покинет наконец территорию социально-политической философии и будет рассматриваться чисто прагматически в двух аспектах:

- личном: в свете проблемы выбора конкретным человеком пути своего развития, устроения своей жизни и личного предстояния перед Богом. Здесь существует извечная и каверзная проблема сохранения за личностью достаточных степеней свободы для осуществления личного выбора.

- государственно-общественном: в свете проблемы модерирования взаимоотношений между бедными и богатыми для поддержания общественного равновесия и недопущения перегибов в какую-либо сторону. При этом государство как модератор взаимоотношений между богатыми и бедными получает неплохую перспективу для упрочивания оснований своего существования. Поскольку гораздо более представимо, пусть и в отдаленном будущем, окончательное устранение деления на расы, нации, классы, религиозные конфессии, чем на бедных и богатых.


Верх страницы


RingNet © 2003      
Используются технологии uCoz