В Орле прошла международная конференция, посвященная о. Сергию Булгакову

18-19 февраля в Орловском государственном университете состоялись очередные, уже пятые по счету, "Булгаковские чтения". Можно сказать, что вокруг этого представительного форума складывается отечественное булгаковедение.
На конференции, в которой приняли участие в общей сложности около 60 человек, прозвучало ряд интересных докладов. Философ, профессор ЦГО НАНУ (Украина) Т.Д. Суходуб обратилась к культуре философского мышления. "Причины пренебрежения части интеллигенции к философской культуре Булгаков связывает с тем обстоятельством, что характер русской интеллигенции складывался под давлением полицейского пресса, что провоцировало изолированность от жизни", - сказала она. "Веховская" интеллигенция, считает докладчик, работала на утверждение приоритетности смысловой, ценностно ориентированной культуры. Булгаков видит проблемную ситуацию современного человека в неразвитости культуры метафизического мышления. Последнее приводит к тому, что мысль легко теряет свою диалогическую форму и проявляет предельную нетерпимость к другой позиции.
Доцент ОГУ Д.В. Гусев затронул апокалипсическую проблематику в творчестве Булгакова. Выдающийся русский мыслитель осуждал попытки включить эсхатологию в социально-историческое пространство в качестве исторической программы. Докладчик настаивает на том, что "плодотворным с точки зрения Булгакова прочтением эсхатологии является ее понимание в антропологическом ключе: как интимного человеческого переживания, экзистенциального ощущения непрочности бытия человека в мире".
Кандидат философских наук В.Н. Гущина (Воронеж) размышляла о "социальном капитале" и позитивной идеологии труда. Анализируя "Философию хозяйства", она подчеркнула, что концепция истории Булгакова и его представления о хозяйстве находятся в русле "христианской негативистской установки по отношению к социальности, публичности, общественности". Мыслитель умалчивает "о разделении труда и связанных с ним обмене как экономических основах единства общества", поскольку "основы хозяйства видятся автором не в самом хозяйстве, а в религиозной метафизике".
Булгаков считал, что "по отношению к конкретному индивиду производственный труд выступает как лишний, подневольный". "Отрицание земной общественности в религии и философии не стимулировало развитие мирских социальных практик и их познание, что остановило развитие социабельных качеств российского общества, сделав его уязвимым для кризисов, революций и других социальных катаклизмов", - делает вывод исследователь.
Доктор философских наук В.Н. Финогентов в связи с предыдущим выступлением коснулся проблемы осознания своей компетенции и компетенции своей теории. "Иначе диалога не получится", - заметил он.
Генеральный директор Фонда христианского просвещения и милосердия им. свт. Луки (Войно-Ясенецкого) Сергей Матвеев (Москва) остановился на вопросах аскетики в трудах о. Сергия. Докладчик подробно рассказал об общинном тренде Булгакова: "Он пишет устав православного братства "Святой Софии", где большое внимание уделяет разработке общего молитвенного правила для членов братства, которое по времени своей реализации занимает не менее часа с четвертью, а вместе с утренним и вечерним правилом более 2 часов. Чтобы такое количество времени провести на молитве, надо было предпринять немалое аскетическое усилие. Общее молитвенное последование состояло из чтения акафистов: Спасителю, Божьей Матери или святым, или же канонов Спасителю, Божьей Матери, празднику или святому, бесплотным силам, св. Иоану Крестителю, честному Кресту, св. Николаю, святым апостолам, ангелу хранителю, всем святым. К этому добавлялось обязательное каждодневное чтение дневного апостола и Евангелия; сверх того особое возношение молитв о Братстве с поименным перечислением его членов - всех или хотя бы некоторых, особенно близких поминающему. Так же в уставе высказывалось пожелание совершения молитвы Иисусовой по четкам. Для членов братства было желательно неоднократное говение в течение года и вообще возможно частое причащение Святых Тайн. В день праздника братства, который был установлен на 8 сентября, было желательно общее причащение всех его членов. Согласно Устава Братства, главной задачей было собирание во единый братский союз активных работников церковно-богословского просвещения и церковно-общественного делания путем организации их труда. Члены Братства должны были осознавать особое бремя ответственности перед церковью. Братчики брали внутренний обет, нарушение которого влекло на них "падение под свою анафему". Об этой особой ответственности перед Богом, как было написано в Уставе, должны были помнить все вступившие в братство".
Кроме булгаковской проблематики на конференции обсуждались и другие темы, связанные с философией культуры, социальной философией, краеведением. Из прозвучавших докладов отметим выступления заведующей кафедрой философии и культурологи ОГУ профессора Л.И. Пахарь ("К вопросу о понятийных средствах анализа социальной реальности"), доцента ОГУ И.В. Желтиковой ("Динамика образа смерти в современной культуре"), аспиранта ОГУ О.Г. Курдюмова ("К вопросу о происхождении основателя скопчества К. Селиванова). Все они вызвали бурную дискуссию. По итогам конференции вышел в свет сборник научных статей "Булгаковские чтения" немалым по сегодняшним дням тиражом 500 экземпляров.

Борис Колымагин











Верх страницы


RingNet © 2003      
Используются технологии uCoz