Советская Голгофа святителя Луки (Войно-Ясенецкого)

В светлые пасхальные дни в Москве, в Институте мировых цивилизаций,  прошла конференция «Советская Голгофа святителя Луки. К столетию октябрьского переворота 1917 года».
В работе форума приняли участие священнослужители, историки, медики. Так, протодиакон Василий Марущак выступил с сообщением «Учение о нравственности в гомилетическом творчестве свт. Луки. Доктор медицинских наук Сергей Глянцев рассказал о времени ссылки архипастыря в Северные края в 1931 – 1934 гг. Свящ. Анатолий Измеров, председатель общества православных врачей в Казахстане, в своем докладе коснулся почитания свт. Луки на территории бывшей советской республики.
Среди участников представительного собрания были и сотрудники Фонда христианского просвещения и милосердия имени свт. Луки. Борис Колымагин свой доклад озаглавил «Борьба святителя Луки за спасение церковного искусства в послевоенном Крыму». Как следует из названия, речь шла о поддержке святителем всех начинаний, связанных с развитием духовного творчества, будь то архитектура, иконопись или церковное пение.
Генеральный директор Фонда Сергей Матвеев прочитал доклад на тему: «Сердце в трактате святителя Луки «Дух, душа и тело».
Над сочинением «Дух, душа и тело» Лука работал в 1945-1947 годах, начал свой рассказ Сергей Ильич. Свт. Лука пишет о тройственном составе человека: духе, душе и теле. Под душою он  понимает психосоматику, а под духом то, что непосредственно связывает человека с Богом. Взаимоотношения духа, души и тела он рассматривает с точки зрения физики и медицины; затем обращается к философии.
Лука пишет о том, что между телом и духом существует постоянная взаимная связь. Жизнь мозга и сердца и необходимая для них жизнь всех органов нужны только для формирования духа, и прекращаются, когда оно закончено, или вполне определилось его направление. 
Далее Матвеев говорил о том, что размышления Войно-Ясенецкого о материи, которая переходит в энергию, о Божественной энергии жизни, которая движет миром, показывают, что Лука стоял на позициях строгого монизма. Идеальное, по Луке, переходит в материальное, и Бог управляет всем посредством энергии.
Интересно, что в своем апологетическом труде Войно-Ясенецкий нередко обращается к идеям академика И. Павлова, работы которого в СССР активно пропагандировалась, и показывает, что они сочетаются с христианской антропологией.
Матвеев обратил вниманием слушателей на понятие «сердце», к которому апеллировал свт. Лука: «Сердце лежит глубже других деятельных сил (т.е. ума и воли) и составляет для них основу. Вот почему именно к сердцу сводится вся духовная деятельность человека, поскольку оно является исходящим пунктом всей деятельности человеческой личности».
«Трихотомическая концепция Войно-Ясенецкого лежит в русле традиционной теологии, хотя некоторые мысли, высказанные ученым в сане, до сих пор вызывают полемику», - этими словами Матвеев завершил свое выступление.

Ниже мы помещаем небольшой фоторепортаж с конференции.








Верх страницы


RingNet © 2003