О конференции "Благотворительность и молодежь"

У Фонда христианского просвещения и милосердия имени Луки (Войно-Ясенецкого) есть хорошая традиция проведение ежегодных конференций, которые способствуют объединению заинтересованных в развитии добровольной благотворительной деятельности людей, и где, объединив усилия, участники конференций совместно находят пути решения проблем, опреденных тематикой конференции.
В июне этого года совместно с Музеем благотворительности и меценатства и Московским купеческим обществом Фонд христианского просвещения и милосердия провел Круглый стол на тему "Благотворительность и молодежь".
Цель круглого стола:

  • Способствовать распространению идей милосердия и благотворительности среди молодежи и выявление наиболее перспективных направлений приложения сил молодого поколения в сфере благотворительности.
    В работе круглого стола принимали участие представители благотворительных светских и религиозных организаций, ученые, руководители молодежных движений и организаций из г. Москвы и других регионов.
    На круглом столе обсуждались следующие вопросы:
  • История развития государственной и общественной системы нравственного воспитания и образования детей и молодежи
  • Роль и опыт Церкви в организации благотворительной работы среди молодежи
  • Роль молодежных движений и организаций в благотворительной деятельности
  • Обмен имеющимся опытом.
    Заслушаны следующие доклады:
    1. Краснопевцев Л.Н. - главный хранитель Музея
    благотворительности и меценатства
    "Молодежные организации и участие молодежи в благотворительности дореволюционной России".
    2. Матвеев С.И. - директор Фонда христианского просвещения и милосердия им. свт. Луки Воино - Ясенецкого
    "Пути привлечения молодежи к участию в благотворительной деятельности"
    3. монахиня Елизавета Международный центр "Милосердие"
    "Помощь выпускников приюта в воспитании детей-сирот".
    4. о. Георгий - (Пермский край) организация "Трудное детство"
    "Нравственные проблемы молодежных движений"
    5. Гавриленко Н.М. - психолог школы добровольцев и милосердия
    "Психология контакта внутри молодежной группы"
    6. Прусаков Василий - представитель молодежного движения Скаутов

    В обсуждении докладов и обмене опытом участвовали:
    -представитель отдела по церковной благотворительности Московского Патриархата - Давыдова Лидия Петровна;
    -от организации "Блокадник" - Селецкая Галина Яковлевна;
    - от общественной организации - Бочарова Светлана Евгеньевна;
    - от благотворительного фонда "Взаимодействие" - Ячник Михаил Иванович, Семенова Любовь Ильинична
    - от общественной организации "К детям с любовью"
    - от РГРК "Голос России" и многие, многие другие участники Круглого стола.

    Ниже приводится выступление одного из участников конференции Н.М. Гавриленко.

    Психология контактов внутри молодежной группы

    "Человек сам по себе глубок собственной жизнью. Он иногда даже не догадывается о своей глубине. И не пользуется ее содержимым. Скребет, что называется, по верху, не заглядывая внутрь. Обидно, что часто, не заглянув, так и уходит из жизни, себя не познав, не познав своих возможностей."
    ( Валентин Распутин)

    Эти слова отражают современное положение дел в сфере общения нынешней молодежи. Для полноценного развития личности необходимо общение с себе подобными, т.е. человек должен общаться с человеком. Существуют примеры того, как маленькие дети по трагическому стечению обстоятельств вынуждены были расти и "воспитываться" в обществе животных, теряли при этом способность к последующему развитию полноценной речи и нормальному общению с людьми. Более того, оказавшись среди людей, не могли уже адаптироваться к дальнейшей жизни в человеческом обществе. Следовательно, систематическое общение с людьми с первых дней рождения - обязательное условие полноценного развития личности. Это залог соматического и психического равновесия, снижение остроты возникающих конфликтов, снятие стрессовых состояний, повышение оценки собственной социальной значимости. Более того, общение в детстве должно включать в себе элементы положительного эмоционального отношения - признание, приветливость и любовь. Любовь и признание имеют огромное значение и в жизни взрослого человека.
    Не подлежит сомнению и тот факт, что наиболее интенсивно процесс общения протекает именно в подростковом возрасте с 13 до 17 лет. Ведущим мотивом поведения в этом возрасте становится удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации, желании быть не хуже других.
    Молодости свойственно интенсивное межличностное общение, а измерение ценности собственного "Я" происходит по средством мнения окружающих, пусть даже ошибочно.
    На сегодняшний день наша молодежь оказалась с условиях вакуума, благодаря тем социальной, политической и экономической ситуации в нашей стране и культуре в целом. Ломать не строить, поломав, мы ничего не предложили молодежи в замен. Наша молодежь оказались в условиях образовательного, духовного, мотивационного вакуума. Человек не может жить в пустоте, он должен обязательно "прислониться" к чему - либо, иметь опору, твердое основание под ногами, отражать в себе мир и самому отражаться в нем. Современная молодежь пошла по пути наименьшего сопротивления. Начала объединяться в разного рода движения, которые порой создают иллюзию полноценной духовной жизни.
    Перестройка, призванная активизировать все формы общественного производства, на деле увеличила только разрыв. Попытки добиться единства материального и духовного производства административно-командными методами, в частности путем активизации "человеческого фактора" неизбежно пришли в противоречие с существующими общественными отношениями. И вместо заинтересованности молодежи в труде и повышении социальной активности произошел рост пассивности, равнодушия и ухода от жизни общества в мир собственных примитивных интересов и иллюзий. Рыночные механизмы вытеснили молодых людей из сферы основного производства в сферу общения, и, собственно в область потребительства. Общение это прерогатива подросткового возраста, а у нас и молодежь от17 до 28 лет застыла на этой фазе развития. Отсюда усиление тенденции к бездуховности, утрате нравственных критериев и ухудшению психофизического здоровья.
    В результате всего произошедшего в стране появился феномен молодежная субкультура.
    В каждом государстве есть своя культура.
    Под культурой мы понимаем - определенные убеждения, ценности отличительные знаки, символы, которые являются общими для всех людей данного государства и служат для упорядочения и определенного поведения людей.
    Субкультура - система норм и ценностей, отличающих группу от большинства.
    Она формируется под влиянием разных факторов - возраст религия, этническое происхождение и даже место жительства.
    Контркультура или - нонкорформиские объединения это группа, которая вырабатывает нормы и ценности, которые противоречат господствующей культуре, это аппозиционирование среде, стремление не быть похожим на других
    В результате всего произошедшего в стране появился феномен молодежная субкультура. Так вот главной функцией любого объединения, будь - то самодеятельное движение или нонкорформисская группа является стремление к самореализации, хоть чем-то оправдать свое пребывание в мире.
    Психология контакта в каждой группе состоит в том, что там существуют явные, скрытые и компенсаторные функции.

    ЯВНЫЕ - функции, в которых собственно и заключается основная направленность группы. Например: "Спасение" - защита памятников истории и архитектуры, "Зеленые" экологической направленности, защита окружающей среды, животных , "Милосердие"- помощь людям попавшим с сложные жизненные ситуации, "Солцевская" и "Люберецкая" разбой, грабеж, "крыша";
    Скрытые - неосознаваемые - стать сильными и утвердиться в среде сверстников, заставить себя уважать.
    Компенсаторные - в любом коллективе, даже в семье люди чувствуют себя стесненными рамками обязанностей и социальных ожиданий, зависимыми от кого - то (родитель, начальник или преподаватель) следовательно принадлежность к определенной неформальной группе, компенсирует отсутствие личной свободы и независимости. Это - то ради чего происходит объединение в группы. И в зависимости от того, какие цели преследует, каждая из этих групп, внутри нее складывается свой язык, своя атрибутика, свои отличительные знаки, своя иерархия.
    В некоторых группах язык изменен до неузнаваемости, это уже не язык, а жаргон. Но не только посредством языка происходит общение внутри молодежных групп. Существует масса отличий с помощью, которых они легко отличают своего от чужака.
    Например:

  • ирокез, может быть выкрашен в зеленый или малиновые цвета, татуировки в определенных местах на теле и со специальной символикой, металл в ушах, носу итд.
  • Обязательные модели поведения, которые направлены на реализацию не удовлетворяемых в обычной жизни потребностей (самоуважение, социальный статус, защищенность)
    Таким образом, любая неформальная группировка - это не только аппозиционирование обществу, сколько особая форма социальной адаптации, общения в которой идет позитивный рост. Таким, образом, это поиск себя, поиск гиперкомфортной среды, где личность в итоге обретает себя и обретает целостное и самостоятельное образование, во всяком случае, обретает иллюзию этого и каждый походит свои "институты".
    Теперь мы с вами поняли (конечно, если раньше не понимали), что молодежь требует, чем вызваны ее требования и чего ждет от нас. Проблему мы обозначили, а что же с этим делать?
    Повлиять на эту ситуацию в государственном масштабе нам вряд ли удастся, но в наших силах не повторять ошибки и не способствовать им.
    Психологи предлагают некоторые пути решения данной проблемы.

  • Привлекать и правильно использовать молодежь в функционировании государством
  • Рассматривать молодежную субкультуру и общество во взаимодействии. Не что нам даст молодежь? А что может ждать от нас молодежь?
  • Научиться строить общее коммуникативное пространство
    1. через позицию толерантности (А.Г.Асмолов)
    2. коммуникация, как взаимопонимание (В.И.Кабрин)
    3. положение молодежи рассматривать, как "вынужденную маргинальность" в современном обществе (Л.В.Шабанов)

  • Верх страницы


    RingNet © 2003      
    Используются технологии uCoz