Сергей Матвеев

Святой князь Владимир - отец русской культуры (выступление на круглом столе "Духовные аспекты просвещения)

Мы еще только в начале пути понимания дела святого князя Владимира, как основателя нашей нации по плоти и по духу. Всем известные черты его образа из жития не передают всю мощь его дела для русского народа. Как известно его житие было искажено греческим влиянием. Нужно еще много изучать умом и сердцем нашего равноапостольного Владимира, чтобы понять величие его жизненного подвига в дела крещения и просвещения Руси. МЫ ЕЩЕ ТОЛЬКО НАЧИНАЕМ ПОСТИГАТЬ ЕГО СВЯТЫЕ ЗАВЕТЫ НАРОДУ РУССКОМУ.
Завет первый - идти по путям восточного Православия, не смущаясь его подчас сложностью и непредсказуемостью, не слушая соблазнов, пытающихся увести нас в сторону.
Завет второй - не останавливаться только на внешнем украшении церквей и богослужебной утвари, а самим делом пытаться осуществить любовь Христову в жизни общественной и даже государственной.

Св.кн. Владимир был восточный скандинав по крови и языку, но из тех родов "варяжских", которые совершенно ославянились. В борьбе за власть он надолго убегал в Скандинавию к своим родственникам и набирал там дружины варягов, с которыми возвращался на Русь. В Киеве у него годами жил его сородич Олав, будущий св. Олав, король и креститель Норвегии. В совместных беседах два языческих предводителя переживали свой религиозный кризис, и оба повели свои народы по христианскому пути: Олав по западному, Владимир по восточному. И несомненно был интимный духовный перелом во Владимире, преп. Нестор рассказывает о неком духовном видении, какого удостоился кн. Владимир. Семья Владимира роднилась через браки со всеми западными династиями латинского обряда. Владимир принимал у себя западных миссионеров и папские посольства, но тем не менее он сознательно предпочел греческий обряд и греческую культуру.
Вершиной тогдашней культуры был не Запад, а Восток - Константинополь, как новый Рим. Наряду с личным обращением у кн. Владимира на видном месте стояли и мотивы государя, предводителя своего народа. Когда греки обратились к нему за военной помощью, он обусловил ее выдачей за него замуж сестры царей Анны. Но царевна Анны после военной помощи отказала ему. Тогда он осадил Херсон и добился своего. После чего и началось, собственно говоря, крещение Руси. Из Херсона он вывез как культурные ценности, так и церковные, для приобщения своего народа к той цивилизации, которая расцветала уже повсеместно. Князь построил храм Десятинной Богородицы с использованием мрамора. Он заставил византийцев дать учителей - через что чаял у себя видеть "собственных Платонов". Как только произошло крещение киевлян, кн. Владимир задался целью дать настоящее просвещение детям высшего сословия. Он надеялся, что младшее поколение аристократии, пройдя полный цикл наук, необходимых для образованного человека того времени, будет надежным проводником просвещения и для всего русского народа. Начиная со своих сыновей - Бориса и Глеба, Ярослава - князь насильно посадил за учебную парту множество детей аристократических родов, несмотря на слезы и недовольство их родителей, их отдавали в пансион. Из этой плеяды прошедших высокую школу образования юношей и был митрополит Иларион, наш гениальный писатель и мыслитель ХI века. К сожалению, греческое образование было основано на свободном принятие его учениками, а на Руси это еще не рассматривалась аристократией как благо. И после смерти кн. Владимира многие из учителей разбежались. Но в основе дело окультуривания Руси было прочно заложено на века. Как и многим европейским народам, первую письменность и общеевропейское, общечеловеческое просвещение на Русь принесла Церковь. К примеру Мономах своим детям дает правило - творить молитву перед восходом солнца и вечером, ссылаясь на то, что так делал его отец и все добрые люди , это говорит нам о распространении церковных книг на Руси. К концу правления кн. Владимира количество церквей в одном только Киеве доходило до 400 и при всех них должны были быть обученные священники и соответствующие богослужебные книги. Основной статьей архиерейского обеспечения являлась государственная привилегия на десятину от княжеских доходов. Также доход в церковь поступал от церковного суда - были обложены пошлинами христианские преступления против брака, веры в чародеяния и уважения к святыне.

Миссионерское дело русской церкви в правление св. Владимира развивалось под непосредственным его руководством. После крещения киевлян - рассказывает летописец о Владимире - он начал "ставить по градам церкви и попы и люди на крещенье приводити по всем градам и селам". Действительно, с привлечением из Балканских стран священства с понятным церковно-славянским языком, кн. Владимир получил возможность благодаря большому количество священников-миссионеров выступить с проповедью новой религии и за пределами Киевской области, раскинув сеть миссионерских пунктов по всем областным центрам объединенного государства посредством вновь учрежденных епископских кафедр. Епархии были открыты не только в близких городах - Белгороде, Владимире Волынском, Чернигове, Турове , но и Новгороде, Ростове, Полоцке, Тмутаракани. Прежде всего, он сам являлся для крещения областей государства или через поставленных им сыновей. Таким образом, за период 25 летнего княжения Владимира после крещения киевлян христианство было занесено во все концы русской земли, а вместе с ним шло и просвещение народа.



Верх страницы


RingNet © 2003      
Используются технологии uCoz