ПРОГРАММА КУРСА АДДИКТОЛОГИИ (ПСИХОЛОГИИ ЗАВИСИМОСТИ)
ДЛЯ ШКОЛЫ ДОБРОВОЛЬЦЕВ "МИЛОСЕРДИЕ"
1. Понятие зависимости. Концепция зависимости как болезни,
что такое болезнь. Динамические понятия нормы и патологии.
Необходимость рассмотрения духовного аспекта реальности для
определения болезни. Ограниченность позитивистских критериев
раз-личения нормы и патологии (например, критерия "4
D"). Духовная основа зависимости. Различные представления
о духовности. Вторичность биологических, психологических,
социальных и других причин зависимости. Взаимосвязь и взаимовлияние
всех этих факторов.
2. Биологический аспект зависимости. Организм как целостная
система. ЦНС и нейро-медиаторы (нейротрансмиттеры). Эндогенные
опиоиды: эндорфины (энкефалины). Другие эндогенные "наркотикоподобные"
вещества, их схожесть с экзогенными. Нейрохимические механизмы
формирования наркотической и алкогольной зависимости. Генетические
факторы формирования зависимости.
3. Личностные (собственно психологические) аспекты зависимости.
Созависимость как объяснительный принцип. История возникновения
понятия. Определения созависимости. Симптомы созависимости
(объективные и субъективные). Синдромология созависимости.
Созависимость и неблагополучная семья. Созависимость как фактор
нарушения семейных взаимоотношений. Функции семьи, их нарушение.
Признаки неблагополучной (дисфункциональной семьи). Роли взрослых
и детей в неблагополучной семье. Выздоровление от созависимости.
Краткие сведения о движениях самопомощи для созависимых: Ал-Анон,
Взрослые дети алкоголиков, др.
4. Социальный и социо-психологический аспекты зависимости.
Всеобщность феномена зависимости ("наркомании" в
расширительном значении). Психологические теории возникновения
зависимости (психодинамические, бихевиористские, социокультур-ные
и др.). Роль общества и культурно-исторических стереотипов
в формировании созависимости и зависимости. Созависимость
- явление характерное для всей системы человеческих взаимоотношений.
Созависимое (и зависимое) общество. Симптомы созависимости
и зависимости в обществе. Примеры социокультурных стереотипов.
5. Алкоголизм как один из видов химической зависимости.
Алкоголизм как био-психо-социальная болезнь, имеющая духовную
основу. Болезнь вообще и духовность. Субъективный и объективный
подходы к описанию симптомологии алкоголизма. "Внутренняя
картина болезни". Сочетание этих подходов в симптомологии
Еллинека (Джеллинека). Определение алкоголизма ВОЗ. Различие
между алкоголизмом и злоупотреблением. Фазы развития алкогольной
зависимости по Джеллинеку. Симптоматика различных фаз, связь
различных симптомов между собой и логика их развития. Раз-личные
классификации алкоголизма. Классификация Джеллинека (альфа,
бета, гамма, дельта и эпсилон-алкоголизм). Недостатки и достоинства
классификации Джеллинека. Другие классификации алкоголизма
(американских, европейских и российских авторов: Портнова,
Пятницкой и др.). Социальнонормативный подход к классификации
злоупотребления алкоголем: классификации Американского национального
Совета по алкоголизму, ВОЗ и др. Три группы признаков, выделяемые
классификацией ВОЗ: изменения поведения, изменения субъективного
состояния (самочувствия) и изменения психобиологического состояния.
Различие в понимании природы алкоголизма как фактор, определяющий
различие подходов к терапии этой болезни.
6. Наркомания. Различные понимания этого термина. Виды
наркомании, их особенности и симптоматика. Различные наркотические
субкультуры и социокультурный аспект наркомании. Виды наркотических
и лекарственных препаратов, их воздействие на орга-низм и
симптомы, возникающие при отрыве от них (депрессанты, опиаты,
стимуляторы, галлюциногены, ингалянты).
7. Абстинентный синдром, его причины и проявления.
Патофизиологический и био-химический механизм этого явления.
Четыре классические симптома, входящие в абстинентный синдром:
абстинентное состояние ("похмелье"), эпилептиформные
припад-ки, расстройства восприятия, алкогольный делирий. Различия
в общей картине абстинентного синдрома, их причины. Терапия
абстинентного синдрома: медикаментозный и безмедикаментозный
("социальный детокс") подходы.
8. Срыв и рецидив. Различные представления о срыве.
Срыв как процесс. Стадии и симптомы развития срыва (по Горскому
и др.). Причины и факторы срыва.
9. Развитие подходов к лечению зависимости. Методология,
основные направления (физиологические, биологические, психологические
(проблемно-психоаналитические), социологические и социальные,
духовно-ориентированые. Безуспешность подходов, не учитывающих
комплексность и целостность природы человека.
10. Метод терапевтической общины как отображение целостности
жизни во всей ее полноте. История возникновения и развития
метода терапевтической общины. Его различные применения и
модификации. Обзор важнейших терапевтических общин для наркоманов
и алкоголиков в Америке и Европе (Синанон, Дэйтоп-виллидж,
CEIS, МОНАР и др.). Эффективность этих подходов. Различия
в методологии и идеологии различных терапевтических сообществ
и причины этих различий. Фазы лечения в терапевтических общинах
(установление контакта и создание мотивации на лечение; дезинтоксикация;
физическая, психологическая и духовная реабилитация; ресоциализация).
Необходимость ясного понимания значения духовной сферы для
исцеления человека, духовного смысла физических и психических
болезней: духовность истинная и лжедуховность в терапевтических
общинах. Общинность и сектантство.
11. Исторические предпосылки возникновения и развития терапевтических
со-обществ, движений самопомощи, групповой психотерапии.уховность
в терапевтических общинах. Общинность и сектантство.
Линия развития, про-слеживаемая Моурером и другими исследователями
для терапевтических сообществ типа "Дэйтоп": через
АА к Оксфордским группам и далее к первохристианским общинам.
Христианские корни истинно терапевтических подходов.
12. Методы и направления духовноориентированной психотерапии
и психокоррекции. Краткая история возникновения новых
истинно духовных и псевдодуховных направлений в этих областях
знаний. "Гуманистический" подход в психологии. Его
антропоцентризм и отличие от христианских подходов. Групповая
психотерапия (Эсален и др.) как продолжение и развитие (в
основном - в "гуманистическом" направлении) концепции
терапевтической общины. Альтернативные гуманистическим варианты
об-щинности в терапевтических подходах: "Программа 12
Шагов" и различные движения самопомощи, приюты-общины,
движения "Ковчег" и "Вера и Свет" Жана
Ванье и др. "общинные" подходы в работе различных
социальных структур: спецшкол, пенитенциарных учреждений,
больницах (главным образом психиатрических), системе индивидуальной
социальной помощи.
13. Программа 12 Шагов как отдельная ветвь терапевтических
общин и групповой терапии. Важнейшие этапы развития концепции
терапевтической общины и "Программы 12 Шагов": раннехристианские
общины; реформация; евангелисты 19 века; "Христианское
братство первого века" / "Моральное перевооружение"
/ "Оксфордская группа". Деятели этих движений: епископальный
священник Сэмюэль Шумейкер, др. Френк Бушмен, Генри Райт (YMCA
- Young Men's Christian Assosiation), Вильям (Билл) Уилсон
и Роберт Смит (доктор Боб) и др. История возникновения движения
Анонимных Алкоголиков (АА). Содержание Программы 12 Шагов.
Другие 12-Шаговые программы, возникшие на основе программы
АА: АCOA (Взрослые дети алкоголиков), Narcotics Anonimous
(1962), Nar-Anon, Al-Anon, Alateen, Alatot, Overeaters Anonimous,
Gamblers Anonimous, Emotion Anonimous, Sex and Love Addicts
Anonimous (1984), Depressive Anonymous, Neurotics Anonymous,
Families Anonymous, Parents Anonymous, и др. Соот-несенность
Программы 12 Шагов с принципами христианской духовной жизни.
Содержательная характеристика "Шагов", их различная
классификация. Духовное содержание и психологическая интерпретация
принципов "Программы 12 Шагов".
14. Миннесотская модель терапии. Даниэль Андерсон и
его разработки. Лечебный центр Хейзелден. Структура этого
подхода. Его характеристики. Принципы терапевти-ческого подхода
в Миннесотской модели: алкоголизм является заболеванием (хрони-ческим,
первичным, биопсихосоциальным с духовной основой, смертельным,
возни-кающим не по вине заболевшего); концепция химической
зависимости (и распространение терапевтического подхода на
все виды этой зависимости); безмедикаментозная терапия; caring
versus curing model; разносторонняя подготовка персонала;
центр должен представлять собой терапевтическое сообщество;
сотрудничество с пациентом; возложение ответственности за
выздоровление на пациента; поощрение открытости общения; конфиденциальность
и анонимность; использование опыта выздоравливающих; возможность
научиться трезвому образу жизни; сотрудник как модель поведения
для пациента, а взаимоотношения между сотрудниками модель
для построения взаимоотношений пациента с другими людьми;
привлечение к терапевтическому процессу всей семьи пациента.
15. Типовые элементы терапевтического процесса в Миннесотской
модели: при-емное собеседование с пациентом; разъяснение
пациенту задач, методов, правил и условий терапии; оценка
всех индивидуальных нужд пациента; разработка индивидуального
плана терапии; коррекция плана; индивидуальное, групповое
и семейное консультирование; обучение пациента необходимым
жизненным навыкам; ориентация па-циента на участие в группах
самопомощи и разъяснение основных принципов работы этих групп;
при необходимости медицинское и психолого-психиатрическое
обслуживание; участие в работе с пациентом священнослужителей;
специальная образовательная программа; терапевтически спланированная
организация досуга; планирование терапии после выписки; сбор
катамнестических сведений (в рамках посттерапевтической программы
или отдельно). Другие формы терапии по Миннесотской модели:
программы длительного пребывания; промежуточные стационарные
учреждения ("дома на полпути"); амбулаторные программы;
дневные стационары и т. д.
16. Специфика терапевтического процесса в Миннесотской
модели. Направлен-ность различных этапов терапии: 1) создание
и укрепление мотивации к терапии; преодоление анозогнозии
(Первый Шаг); разработка индивидуального плана терапии; Второй
и Третий Шаги; 2) работа по индивидуальному плану; выделение
более глубо-ких личностных проблем, анализ своих личностных
качеств (Четвертый Шаг); обсуждение и преодоление трудностей
работы над Четвертым Шагом; Пятый Шаг; 3) Фокусировка на осознании
и поиске путей решения проблем отношений пациента с другими
людьми (в семье, на работе и т.д.); знакомство и обсуждение
содержания остальных Шагов (с шестого по двенадцатый); работа
над посттерапевтическим планом. Специфика программ для подростков:
организация специальных молодежных групп АА и АН; отдельные
психотерапевтические группы; специальная подготовка сотрудников;
адаптация лекционного материала по форме и содержанию. Интервенция:
понятие и оценка.
17. Проблемы, осложняющие терапию зависимостей. Сопротивление
терапии ("са-ботаж"). Способы саботажа. Психологические
защиты. Защитные проявления скрытого гнева, поведенческие
проявления защиты. "Двойной диагноз", его разновидности:
лич-ностные нарушения (антисоциальные личностные нарушения,
пограничные нарушения личности), аффективные расстройства
(истинная депрессия, дистимические нарушения, биполярные расстройства,
тревожные нарушения (фобии, тревожные состояния, посттравматические
стрессовые расстройства), шизофрения, органические поражения
мозга. Насилие: общие понятия, связь с химической зависимостью.
Виды насилия. Консультирование людей, перенесших сексуальное
насилие.
18. Проблемы подготовки персонала для реабилитационных
программ. 12 функций консультанта: первичное обследование
(screening); прием пациента в терапевтическую программу (intake,
admission); ориентация пациента в проблеме и способах ее решения
(orientation); оценкаимеющихся проблем, постановка диагноза
(assessment); планирование терапии treatment planning; собственно
консультирование (counselling); ведение пациента (case management);
преодоление кризисных ситуаций; обучение пациента (client
education); направление пациента к другим специалистам или
другим источникам получения помощи; ведение записей и составление
отчетов; консультирование с другими специалистами. Квалификационный
минимум консультанта. Этика профессии. Созависимость у профессионалов.
Супервизия: понятие, цели, методы. Необ-ходимость для специалистов
помогающих профессий работы над решением собственных личностных
проблем. Группы Балинта и другие возможные способы супервизии.
Государственные структуры, ответственные за супервизию (на
Западе).
19. Профилактика зависимости и созависимости. Личностная
мотивация в профи-лактике. Духовный потенциал. Необходимость
собственного выздоровления от созависисмости и зависимости.
Новые методы и подходы к профилактической работе с детьми
и молодежью. Информационно-профилактическая работа. Работа
с семьями. Груп-пы самопомощи как вид профилактики. Химическая
(и другая) зависимость и неформальные группы. Химическая зависимость
и преступность.
20. Необходимость, возможность, условия и принципы координации
и взаимо-действия различных структур, работающих в области
профилактики и преодоления зависимости. Возможность эффективной
профилактики и терапии зависимости только при комплексном
подходе и наличии координированной системы организаций и учреждений,
совместно решающих все задачи, связанные с терапией зависимости.
Профессиональные контакты. Взаимодействие лечебных систем
различной направленности и ориентации. Межпрофессиональные
и междисциплинарные контакты. Конфессиональные взаимодействия.
Взаимодействие государственных, общественных и частных структур
с религиозными организациями. Взаимодействие с движениями
самопомощи. Организация вышеперечисленных видов взаимодействия
в странах Европы и Америки. Особенности этого взаимодействия
в Америке как в протестантской стране. Опыт такого взаимодействия
в России, его значение.
Курс планируется прочитать в осеннем семестре 1993 года,
по 2 часа в неделю по вторникам.
По опыту проведения подобных курсов в течение прошлых
лет, представляется полезным сопровождать его (а также и все
другие курсы) обязательным участием студентов в малых группах
по 7-8 человек продолжительностью 1,5 часа. Благодаря этим
группам реализуется механизм общинности в обучении. В них
студенты не только получают возможность ближе познакомиться
и эффективнее взаимодействовать друг с другом, но, что самое
главное, на личностном уровне проработать все вопросы, связанные
с выбранным служением, глубже осознать собственную мотивацию
к нему, яснее увидеть собственные психологические и духовные
проблемы, и на-метить пути их решения.
Автор курса: Е.Н. Проценко
Евгений Николаевич Проценко в 1974 году закончил психологический
факультет Московского Государственного Университета по кафедре
медицинской психологии. Работал нейропсихологом кафедры медицинской
психологии МГУ, психологом и преподавателем психологии в
различных учебных и научноисследовательских институтах г.
Москвы.
Проблемами наркомании и алкоголизма занимается с 1987 года,
изучая и разрабатывая духовно ориентированные методы терапии
и реабилитации больных с алкоголизмом и наркоманией.
1987-1995 годах работал психологом наркологических диспансеров,
заведовал отделением индивидуальной и групповой психотерапии
наркологического диспансера №12, являлся проректором по учебной
работе и руководителем курса Социальной Академии при Фонде
НАН.
С 1991 года руководит работой реабилитационной программы "Старый
Свет", а с 1996 г. - также и Христианским региональным
общественным благотворительным фон-дом "Старый Свет".
Участвовал в различных семинарах, курсах и конференциях, проводимых
ведущи-ми американскими и европейскими специалистами в этой
области. В 1989-1990 гг. стажировался в США в нескольких
центрах по лечению наркомании и алкоголизма и терапев-тических
общинах ("Heritage Health", "Dunklin Memorial
Camp" и др.).
В числе нескольких других российских специалистов аттестован
Всемирной Ассо-циацией терапевтических сообществ как консультант
по химической зависимости.
Представитель России в Координационном совете Международной
коалиции хри-стианских специалистов в области изучения и лечения
наркотической зависимости (ISAAC), президент российского отделения
Международной коалиции городов-прибежищ (ICCR).
Автор ряда статей о проблемах зависимости в научных и периодических
изданиях, главы в учебнике: "Основы христианской психологии",
а также книги "Наркотики и наркомания", с 1991
года выдержавшей четыре переиздания (в издательствах "Информ-12",
"Каритас" и "Триада") и готовящейся к
пятому.
|