Беседа с Генеральным директором Фонда христианского просвещения и милосердия им. свт. Луки (Войно-Ясенецкого) Сергеем Ильичом Матвеевым.

В наше непростое время, когда стабильная жизнь в стране не налажена, когда многие слои населения претерпевают большие трудности, все больше становится детей-сирот, очень тяжело живется старикам, инвалидам, дело милосердия, благотворительности становится одним из основных служений Церкви, призванной заботиться о "малых сих". Именно этим служением и занимается Фонд христианского просвещения и милосердия им. свт. Луки (Войно-Ясенецкого), с Генеральным директором которого Сергеем Ильичом Матвеевым мы беседуем.
Расскажите немного о себе, о своей семье, о своем пути к Богу.
Родился я в 1951 году, детство провел на Южном Сахалине, затем мы перебрались в Москву. Отец - военный, мать - служащая, есть еще старший брат. В семье верующими были мать и бабушка, которая каждый месяц ходила на службу, приносила нам оттуда просфорки; помню, как она читала нам молитву "Отче наш". Бабушка и крестила меня в церкви где-то на Арбате, мне было года четыре.
А отец был неверующий, и когда бабушка говорила о Боге, он возражал: "Какой Бог, я концлагеря освобождал". Для него было несовместимо это зло, этот ужас, который он видел, существование Бога.
После школы и службы в армии закончил Московский энергетический институт, я по специальности инженер-электромеханик, работал в Госснабе, Министерстве энергетики, был директором фирмы "Машиностроительная продукция" Академии наук СССР.
Первый раз соприкоснулся с Церковью, когда крестили дочку старшего брата, это был 1973 год. Я был крестным, и священник спросил: "Веришь ли ты в Бога?" Ответил, что верю, хотя в то время просто об этом не задумывался, считал, если Бог и есть, то Он где-то далеко, ко мне никакого отношения не имеет. А жена у меня была верующей, дочь с трех лет водила в Церковь, но я с ними не ходил.
Однажды жена рассказала, что в одном из храмов есть специальные занятия для тех, кто хотел бы узнать о Боге, о Церкви. Учиться я всегда любил, вот и решил пойти, просто чтобы получить какие-то знания. А попав туда, увидел людей, которые меня очень удивили. Они были очень открытые, доброжелательные, делились своими проблемами, переживаниями, это было как-то непривычно, необычно для меня. Вокруг было очень много хороших людей. Познакомился с Андреем Кириленковым, он физик-ядерщик, умный, глубоко образованный, и - верующий. Постепенно, параллельно приобретению знаний, я чувствовал, что во мне рождалась и вера, произошла личная встреча с Господом. А потом я попал на работу в храм, был казначеем, старостой, председателем церковного совета.
А когда был организован Фонд?
В храм был назначен новый настоятель, затем был избран и новый церковный совет. А вокруг меня как раз собралась группа мирян, которая решила организовать Фонд христианского просвещения. Это было в 1998 году. Я стал Генеральным директором Фонда. Начали с организации паломнических поездок, установили связи с благотворительными фондами и занимались гуманитарной помощью, помогали многодетным семьям в районе, храмам. Стали организовывать выставки, конференции, сотрудничать с Московским Красным крестом, Московским купеческим обществом, и это сотрудничество постепенно вылилось в организацию добровольческого движения. Мы стали привлекать добровольцев для помощи бездомным, сиротам в детских домах, в больницах. Занимаемся издательской деятельностью. Издали воспоминания матушки Валерии, которая организовала приют для бездомных, и которой мы помогаем на протяжении последних шести лет. Собрали и издали молитвы прп. Ефрема и Исаака Сириных. Сейчас готовим к изданию книгу документов о патриархе Тихоне, уже подготовлен к печати сборник работ вл. Михаила (Грибановского).
Я знаю, что у вас в Фонде организовано обучение тех, кто хочет заниматься деятельностью милосердия.
Мы достаточно быстро поняли, что оказание квалифицированной помощи сиротам, бедным, престарелым, больным требует обучения, и задумались об организации школы для таких людей. Стали искать возможности финансирования, откликнулась Сурожская епархия, и мы смогли создать Школу добровольцев.
Идея Школы основана на православном понимании того, что в человеке все едино - дух, душа и тело, соответственно этому и строится обучение, которое знакомит человека с духовными, душевными и материальными основами жизни. На 1 курсе основной предмет "Духовные основы милосердия", его читает прот. Максим Барановский. В курсе говорится о библейских основах милосердия, понятии милосердия в Новом Завете, у святых отцов, в других религиозных конфессиях. Также читаются курсы "Творчество и духовные ценности", "Психология зависимости", "Юридические основы благотворительности и права человека", "Фондрайзинг и экономические основы деятельности некоммерческих организаций", "История благотворительности", "Церковное искусство". Преподаются основы детского патронажа, неотложной помощи и патронажа для взрослых. Наше учебное заведение оказалось уникальным, аналога ему нет не только в России, но и нигде в мире. Есть профессиональные школы, например, сестер милосердия, но добровольцев так, как у нас, нигде не готовят.
Теория совмещается с практикой. Все слушатели Школы участвуют в социальных проектах Фонда. Это помощь Дому ребенка № 7 для ВИЧ-инфицированных детей, дому ребенка № 20 для детей с поражением центральной нервной системы, помощь приюту для бездомных матушки Валерии, сейчас ведем переговоры о помощи госпиталю МВД. Организовываем патронаж для престарелых в северо-восточном округе г. Москвы. Помогаем колонии для заключенных, болеющих туберкулезом. Добровольцы вяжут шерстяные вещи и вместе с продуктами первой необходимости направляют туда. Мы участвуем в кормлении малоимущих в храме Успения Богородицы на Успенском Вражке.
Вначале мы планировали одногодичное обучение, но после окончания первого курса поняли, что для требуется более углубленное знание христианской диаконии. Для этого мы для желающих продлили обучение еще на год. В программу обучения на втором курсе входит цикл лекций по православной аскетике, который читаю я, курс экклезиологии (о. Вл. Лапшин), христианская антропологии (кандидат философских наук Л. Василенко), миссиология (М. Пухов).
После окончания обучения оказалось, что люди очень сплотились, сдружились и не захотели расходиться. Тогда возникла идея создания Клуба добровольцев милосердия, в состав которого вошли как слушатели, так и преподаватели Школы. В клубе работа строится по направлениям, и каждый сам определяет, чем он хочет заниматься, в чем совершенствоваться. Для этого мы приглашаем соответствующих специалистов, проводим семинары, конференции.
Недавно мы провели конференцию по проблеме возрождения добровольческого движения в России. До революции движением милосердия было пронизано все общество, например, во время больших праздников собирались пожертвования - ходили люди по всему городу, и каждый давал, сколько может: от копейки, которую давали дети, и до десятков тысяч. Не отказывал никто. Печатали специальные открытки, участвовала пресса, члены царской семьи. Сейчас же служение милосердия, благотворительность - это очаговая деятельность, во многом зависящая от конкретных людей, которые этим занимаются. Наша цель - сделать это постоянной нормой жизни. Надо, чтобы в этом движении участвовали все, каждый в свою меру: кто деньгами, кто одеждой, кто питанием, кто работой, кто духовным словом, кто обучением, кто молитвой. Это должно стать естественным движением души.
А где вы находите слушателей для своей Школы?
Мы проводим встречу каждое второе воскресенье сентября в Московском городском обществе Красного креста в Левшинском переулке. Объявления расклеиваем в московских храмах, в Купеческом обществе, в Обществе Красного креста, помещаем в Интернете. Обучение у нас бесплатное, занятия на первом курсе проходят два раза в неделю по четыре часа, на втором курсе - один раз в неделю. Клуб добровольцев собирается один раз в две недели по субботним или воскресным дням. Будем рады видеть у нас всех, кто готов, следуя евангельской заповеди, послужить ближним.


Верх страницы


RingNet © 2003      
Используются технологии uCoz