Небесный покровитель нашего Фонда
Недавно наш фонд прошел перерегистрацию, и теперь официально
называется "Фонд христианского просвещения и милосердия
имени святителя Луки (Войно-Ясенецкого). В связи с этим событием
хотелось бы предложить вашему вниманию некоторые заметки о
жизни святителя.
Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий), причисленный Русской Православной
Церковью к лику святых, был человеком необыкновенным. Хирург
с мировым именем, лауреат Сталинской премии, он многие годы
провел в тюрьмах и ссылках за исповедание веры. Долгие годы
ему удавалось совмещать церковное служение с научной деятельностью
и врачебной практикой. Интересно, что его бронзовый бюст был
прижизненно установлен в галерее выдающихся хирургов в Институте
неотложной помощи им. Склифосовского в Москве.
Иные люди, разглядывая бюст лауреата Сталинской премии, недоумевали:
почему у него длинные волосы и иконка на груди? А когда им
объясняли, что это панагия, знак епископского сана, изумлению
их не было конца.
Лука отстаивал традиционные духовные и культурные ценности
в эпоху, когда само слово "духовность" звучало как
синоним "мракобесие". Своим жизненным примером он
показывал, что молитва и аскетика сочетаются с активным социальным
служением. В годы господства агрессивной идеологии Лука проповедовал
терпимость. Но при этом он хорошо понимал, что всякая терпимость,
толерантность имеет свои, жестко очерченные границы.
Этот человек принадлежал к породе абсолютно цельных, как принято
говорить, "высеченных из единого камня натур". И
именно этим своим качеством - цельностью - он интересен и
потомкам.
Популярность святителя в научных и церковных кругах была столь
велика, что в 1946 г. власти решили добиваться от церковного
руководства его перевода из Тамбова куда-нибудь подальше.
Подходящим местом оказался Крым, превращенный войной в руины.
Крымские города лежали в развалинах, от многих храмов не осталось
и следа, жители нищенствовали. Вопреки ожиданиям архиепископ
не только не пал духом, но с еще большим азартом взялся за
работу.
О святителе Луке написано немало книг. Однако многие архивные
материалы, проливающие свет на духовную жизнь послевоенного
Крыма, до сих пор не изучены. К ним, в частности, относятся
документы уполномоченных Совета по делам РПЦ и Совета по делам
религиозных культов, хранящиеся в Государственном архиве Российской
Федерации.
"Церковные дела мучительны. Наш уполномоченный, злой
враг Христовой Церкви, все больше и больше присваивает себе
мои архиерейские права и вмешивается во внутрицерковные дела.
Он вконец измучил меня", - напишет архиепископ Лука за
год до смерти.
Многое в поведении архипастыря воспринималось в то время как
неслыханная дерзость. Один из самых ярких примеров - чтение
лекций в медицинских вузах в рясе и с панагией. Ему неоднократно
предлагали выступать в светском костюме, но святитель не соглашался.
Тогда его попросту перестали приглашать. Однажды он заказал
в типографии визитные карточки с надписью: "Архиепископ
Симферопольский и Крымский Лука - лауреат Сталинской премии
1-й степени". "После соответствующей консультации
с начальником Обллито (областной орган цензуры печати), -
сообщает начальству уполномоченный Совета, - мною было отказано
и разъяснено, что ему Сталинская премия была присуждена не
как архиепископу Луке, а как профессору, доктору медицинских
наук за научный труд по вопросам медицины. В таком содержании,
без указания его духовного звания, отпечатать могут. Кроме
того, со слов начальника Обллито мною было замечено, что у
нас сейчас в СССР визитные карточки не в моде и ими не пользуются".
Все, что было связано с церковным искусством, будь то иконы,
церковное пение, архитектура, да и само богослужение в целом,
воспринималось чиновниками как конкуренция тогдашней массовой
культуре. Регентов и певчих выгоняли с работы, прикрепляли
к ним для бесед партийных активистов, грозили лишением пенсии
и т.п. Несладко приходилось и сотрудничавшим с Церковью художникам.
Многие архитектурные памятники Крыма разрушались, несмотря
на настойчивые попытки Церкви сохранить их для будущих поколений.
"Церковный совет Николаевской церкви села Зуя обратился
с заявлением - разрешить им надстроить на церкви купол. Архиепископ
Лука ходатайство поддержал. В соответствии с разъяснением
Совета от 23 февраля 1954 г. данная надстройка мною не разрешена.
С аналогичным заявлением обратился церковный совет Александро-Невского
молитвенного дома в пос. Советский разрешить пристроить к
зданию молитвенного дома притвор и на нем колокольню. Данная
постройка мною не была разрешена", - рапортует уполномоченный.
Приблизительно тогда же был уничтожен древний храм XIV века,
стоявший на дороге из Симферополя в Старый Крым. Власти объявили,
что здание находится в аварийном состоянии и реконструкции
не подлежит. Архиепископ Лука немедленно нашел специалистов,
подтвердивших, что храм может служить еще два-три столетия.
Несмотря на это, памятник архитектуры был разобран в кратчайшие
сроки.
В 1961 г., в разгар гонений, был "утвержден к снятию
с учета список бывших церковных зданий в количестве 23, числящихся
археологическими и историческими памятниками, так как эти
сооружения не имеют ни археологической, ни исторической ценности".
И все-таки иногда в отчетах встречаются описания, не лишенные
некоторого изящества и резко контрастирующие со стилистикой
новояза. Таков, например, рассказ "товарища Жданова"
о всенощной под праздник святителя Николая: "Когда началась
архиерейская служба, церковь была полна молящимися до отказа,
даже на паперти был народ. Из алтаря епископа вели под руки
два диакона, вслед шли священники и поставили Луку около паперти.
Прислуживали два мальчика в церковных одеждах и старушка.
Мне кажется, что вид престарелого, слепого, беспомощного архиепископа
произвел на верующих сильное впечатление. Священники, протодиаконы
и хор служили до самозабвения".
Святитель Лука считал, что не только православные, но и верующие
других конфессий сообща могут противостоять духовной деградации
общества. В документах Совета по делам религиозных культов
сохранился любопытный рассказ о том, как архиепископ в 1948
году "прибыл в молитвенный дом евангельских христиан-баптистов
в сопровождении двух монашек и одного священника. Его приветствовал
пресвитер общины Костюков. Лука выступил и заявил, что прибыл
к ним как к верующим в единого Бога и что он надеется на распространение
веры в народе". Немедленно были приняты меры: "За
допущение на кафедру архиепископа Луку Костюков предупрежден
старшим пресвитером".
После этого визита архиепископ попытался сходить и к адвентистам.
Но уполномоченный Совета был уже начеку, и у руководства адвентистов
желание встретиться с архиепископом пропало.
Староста симферопольской синагоги, которого святитель когда-то
лечил и спас от смерти, напротив, сам приходил поздравить
архипастыря в дни церковных празднеств. А когда архиепископ
Лука болел, за него даже молились в синагоге.
Особо стоит отметить отношение святителя Луки к католикам.
В отчетах сохранился донос одного из священников кафедрального
Троицкого собора о том, что архиепископ "незаконно заставил"
его причащать католиков: "Я волю Луки выполнил только
потому, что он, вызвав меня, сказал: "Если ты не будешь
исповедовать и причащать католиков, ты мне не нужен, я тебя
из собора уволю". Отец Луки, насколько мне известно,
был католиком, не лучше его и Лука, поэтому он не случайно
окружил себя западниками".
И все же доброжелателей было несравнимо больше. Святителя
любили и уважали не только представители различных вероисповеданий,
но даже убежденные атеисты. 11 июня 1961 г. архиепископ скончался.
Стихийная демонстрация, в которую переросли его похороны,
стала грандиозным провалом агитационной деятельности советских
чиновников.
Борис Колымагин
13 апреля 2005г.
|