"Если вы православный человек, то самбо для вас - это, пожалуй, лучшая альтернатива."
Разговор из Интернета.


Эта удивительная борьба.

Прежде чем рассказать читателю об удивительном виде спорта отечественном САМБО, созданным в нашей стране, напомним, что в мире существует четыре вида спортивной борьбы, классическая (греко-римская), вольная, дзюдо и самбо. Спортивная борьба, это состязание двух атлетов на ковре (в дзюдо на татами), где они пытаются выиграть друг у друга, применяя различные приемы и действуя по определенным правилам. Нужно отметить, что спортивная борьба великолепно и очень гармонично развивает человека физически, прививает здоровые духовные начала. Борьба в России во все времена была любима в народе и популярна, бывая составной частью различных празднеств и гуляний. У разных народов жизнь и опыт поколений отшлифовали собственную, национальную борьбу, позволяющую соперникам помериться силой и ловкостью без серьезного риска для здоровья. В России, у славян, к началу 20-го века существовало несколько видов "народной борьбы": "на поясах", "в схватку", "не в схватку", "охотничья" и др. В конце 19-го начала 20-го века появилась плеяда феноменальных атлетов, прославивших Россию во всем мире и заложивших славные традиции будущих побед российских борцов. Старшее поколение, возможно, еще помнит такие имена как, Г. Гакеншмидт (первый чемпион Европы, не имеющий ни одного поражения в спортивной карьере), "три Ивана", все чемпионы мира - непобедимый И.Поддубный (прозванный "чемпионом чемпионов"), И. Заикин (волжский богатырь, его силовые номера до сих пор не превзойдены) и И. Шемякин (его схватки с И. Поддубным заканчивались всегда вничью), а также ряд других выдающихся атлетов, чьи имена вошли в мировую историю спорта и статистику силовых возможностей человека.
Наступившая "перестройка" и разрушение страны привело к упадку всего спорта, разрушена спортивная база, сильно пострадали и тренерские кадры. Вынужденные хоть как - то существовать талантливые спортсмены и тренеры ушли работать в коммерческие структуры или охрану. Уже давно не видно достойной замены выдающимся российским борцам конца 20-го столетия А. Медведю и А. Карелину (3-х кратным Олимпийским чемпионам по вольной и классической борьбе). Если и дальше продолжать искусственно закрывать нашей молодежи реальную возможность заниматься спортивной борьбой, то совсем скоро обнаружится, что мы потеряли многое, и притом безвозвратно, из завещанного нам нашими могучими предками. От молодого поколения зависит, смогут ли наши борцы (классики, вольники, дзюдоисты и самбисты) быть сильнейшими в мире, опираясь на богатые традиции и огромный опыт, накопленный за годы побед, на наш неукротимый и могучий духовный и физический потенциал. К сожалению приходится констатировать, что наша молодежь ошельмована фильмами-"боевиками" и задавлена рекламой. В отсутствии реального выбора она вынуждена "обратить взор" на чужеземные, "экзотические" виды единоборств (с поклонами, криками, прыжками, "эффектными" стойками), но в действительности довольно дорогими и мало эффективными, что уже доказано жизнью. В итоге фактически "подрубаются" корни могучему дереву под названием "спортивная борьба". Иностранные "доброжелатели" изо всех сил стараются навязать нашей молодежи не только образ жизни или питания, но и нравственные устои и духовное воспитание, для этого используется все средства воздействия: экономическое, политическое, военное и идеологическое давление, при этом используются на полную мощь средства массовой информации (боевики, порно и др.), влияющие на неокрепшее сознание молодежи. Бешеная реклама насилия и погоня за деньгами нанесли и наносят непоправимый ущерб всему обществу, уже и слепому видно падение нравственных устоев: бандитизм, делячество, обман, и дух "ЗОЛОТОГО Тельца". В результате "продается все", по сути, предается Родина, в итоге - наркомания, сокращение жизни народа и смертность, превышающая рождаемость, факты упрямая вещь - российский народ вымирает... Коммерциализация коснулась и спорта, в частности единоборств. Очень хорошо в этом преуспела Япония, она фактически монополизировала эту специфическую область, протолкнув свои национальные виды единоборств по всему миру. Являясь самой богатой страной (после США) она не жалеет денег на рекламу и пропаганду. В результате Россия имеет тысячи новоиспеченных "сенсеев" ( по сути тренеров-общественников, "воспитывающих" наших детей, а по сути делающих свой "бизнес"), в то же время, в обычных школах не хватает учителей физкультуры, спортивных кружков и секций. В погоне за наживой наши "специалисты" по восточным единоборствам, словно "Иваны, не помнящие родства", пропагандируя историю и традиции чужой культуры, не доносят до воспитанников знания о собственной истории борьбы и бокса, о ее ярких и знаменитых представителях. Впрочем, это очевидно, "сенсеи" зачастую просто не знают историю российской спортивной борьбы. Патриотизм, духовность, менталитет отброшены на второй или даже третий план, выбирая легкую наживу, тренеры заморских единоборств просто делают свой "гешефт", а по сути занимаются коммерцией. Кстати родители, отдающие ребенка в секции восточных единоборств, должны знать, что "сенсей" будет учить ребенка не только ударам, но и "специфическим" духовным ценностям, восточные единоборства неразрывно связаны с философией буддизма. Если в семье придерживаются православных традиций, то необходимо знать недвусмысленную позицию Православной Церкви, запрещающую заниматься подобным "спортом".
У истоков рождения нашей национальной борьбы САМБО (создана 16 ноября 1938г.) стоит православный человек, Василий Сергеевич Ощепков, получивший благословение на занятия дзюдо от Святителя Николая (Японского). Он стал первым русским человеком, достигшим звания мастера и принявшим черный пояс из рук самого создателя дзюдо Д.Кано. В последствии, обосновывая и разрабатывая базовую технику и методические основы САМБО, В. Ощепков сумел собрать и "увязать" в систему все лучшее из различных видов борьбы. В основу САМБО была положена техника классической и вольной борьбы, национальных видов борьбы Японии (в частности дзюдо), а также приемы видов национальной борьбы народов СССР. Т.о. было отобрано все лучшее, полезное и эффективное. Если сравнить Самбо с дзюдо, то кроме небольшого внешнего сходства можно отметить ряд существенных отличий. Это касается и внешних и внутренней составляющих. Нет поклонов (борцы приветствуют друг друга рукопожатием), мягкий ковер (в дзюдо - жесткий татами) позволяет беречь партнера на тренировках и соревнованиях (смягчает падение), мягкая обувь на ногах также уменьшает травматизм (в дзюдо - босиком), отсутствуют опасные для здоровья "удушения", много отличий в правилах и судействе, более объективный ход поединка (как правило выигрывает сильнейший, меньше случайностей), близость к силовой направленности (что согласуется по духу с традициями русских видов народной борьбы), большая свобода в выборе захватов и большее количество приемов развивают творческий потенциал самбиста. Основой начала занятий САМБО является умение правильно падать (самостраховка) и "страховывать" партнера при проведении броска, а также плавное, не резкое действие при проведении болевых приемов. Т.о. изначально закладывается корректность к партнеру, взаимопомощь и взаимоуважение. Самая насыщенная из всех видов борьба (по некоторым оценкам специалистов в арсенале САМБО более 10 тыс. приемов) не имеет в спортивном варианте приемов, опасных для жизни и здоровья (ограничений нет только в "специальном" - боевом разделе). В состязаниях обязательно учитываются возраст, вес и квалификация (подготовленность) спортсменов. Все это сводит к минимуму возможность получения травм. В то же время схватки проводятся по настоящему (в отличии от некоторых видов восточных единоборств). Реально берется захват, по настоящему поднимается в воздух противник и осуществляется падение с высоты человеческого роста на ковер. Шумовой эффект от падающих тел тем сильнее, чем правильней сделана "страховка" при падении. При правильной самостраховке борец практически не имеет никаких последствий для здоровья. Умение правильно падать помогает и в различных жизненных ситуациях. Таким образом, любая спортивная борьба в сравнении с другими видами "контактных" единоборств менее травматичный и более благородный вид спорта. В то же время владение приемами борьбы дает преимущество в реальном бою с любым противником. Нужно отметить, что настоящим борцам свойственен уравновешенный и неагрессивный характер, так как каждый из них понимает, что обладает приемами (невидимым оружием) и на "собственной шкуре" прочувствовал их действие. Это напоминает отношение сильного к слабому. Впрочем на Руси из покона веков велось - не обижать слабых и заступаться за них. В завершении можно отметить удивительный потенциал САМБО: например, представитель любой национальной борьбы имеет реальную возможность померяться силой в этой борьбе, и тому есть фактическое подтверждение, среди чемпионов мира - англичане, американцы, болгары, испанцы, монголы японцы, а также представители различных национальностей некогда могучего СССР. Невольно напрашивается аналогия с нашей Православной религией, Православие - самая терпимая и доброжелательная религия мира, это не требует доказательств, т.к. в нашей стране мы сами являемся этому свидетелями. Впрочем, ничего удивительного, ведь САМБО - имеет православные корни. Всему миру известны национальные символы Японии - борьба дзюдо и сумо. Целые поколения японцев выросли на дзюдо (более 100 лет оно в программе школьного воспитания), именно ему обязан "дух нации" японцев. В СССР самбо много лет входило в комплексы ГЗР (Готов к Защите Родины) и ГТО (Готов к Труду и Обороне), использовалось в программе школьного физического воспитания, входило в системы подготовки армии и спец войск. Приходится с сожалением констатировать, что, не смотря на большой интерес к САМБО в мире, в своем отечестве его особо не жалуют. Далеко не в каждом городе есть спортивный кружок САМБО, не говоря уже о спортивной школе или клубе со специально оборудованным залом для борьбы. В настоящее время мы уже сдали позиции в мире по трем видам спортивной борьбы (классическая, вольная, дзюдо). Четвертый вид - Самбо, наш российский вид борьбы, в нем мы действительно еще сильны, пока... Давайте же не будем забывать об этом.

В.Тараненко

Верх страницы


RingNet © 2003      
Используются технологии uCoz