Владимир Радзишевский

Под небом Крыма

Церковный совет Николаевской церкви в селе Зуя загорелся восстановить на храме купол. Конечно, епископ Крыма горячо поддержал это намерение. Но даже горячей поддержки своего иерарха было мало. Отделенной от государства церкви полагалось получить разрешение на постройку купола у самого государства. За этой милостью прихожане обратились к местному уполномоченному Совета по делам РПЦ. И тот не только не разрешил, но еще и сходу доложил в Москву, как энергично и толково распорядился. - Обойдетесь, - если не сказал злорадно, то подумал.
1 мая и 7 ноября, в главные государственные праздники, в Крыму "не рекомендован" был церковный звон. Зато воскресник на Пасху - в самый раз.
А вот несколько цифр. В предреволюционные годы в Крыму было 157 православных храмов. Из них к началу Великой Отечественной войны уцелел один-единственный, в Симферополе. При немцах, за два с половиной года, к нему прибавился 81. Но только за четыре года после освобождения было закрыто 24. Такова была вообще церковная жизнь задолго то того, как импульсивный борец со всеми культами, кроме своего, пообещал показать по телевизору последнего попа.
Борис Колымагин (Крымская экумена: Религиозная жизнь послевоенного Крыма. - СПб.: Алетейя, (Крымский текст), 2004) погрузился в религиозную жизнь Крыма меньше, чем на два десятилетия - с 1944 года по 1961-й. И если год освобождения полуострова как исходный рубеж понятен, то чем объяснить обрыв повествования в 1961 году? Что это за дата: полет Гагарина в космос или вынос Сталина из Мавзолея? Новая программа партии или новые гонения на церковь? И если гонения, то почему они остановили автора, а не добавили ему разгона? Ответ прост. Свою работу исследователь основывает на документах из Государственного архива РФ, а большинство документов, отложившихся здесь как раз после 1961 года, находится на закрытом хранении. К тому же 11 июня 1961 года скончался архиепископ Лука (Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий), спустя всего 35 лет причисленный к лику святых, а без него духовная жизнь Крыма катастрофически оскудела.
Этот человек начинал как художник, в госпиталях первой мировой войны проявил себя искусным хирургом. Еще патриарх Тихон назначил его Ташкентским епископом. Но пастырское служение прерывалось ссылками то в Туруханский край, то в Архангельск, то в Красноярский край. Перевод в Крым из Тамбова весной 1946 года тоже был ссылкой, только не политической, а церковной. За свою жизнь Лука произнес 1250 проповедей. И он же (случай неслыханный!) за книгу "Гнойная хирургия" был удостоен Сталинской премии. А принять ее согласился только в полном епископском облачении. Но даже лечившийся у него уполномоченный не давал ему спуску. Попробовал было владыка заказать в типографии визитную карточку "Архиепископ Лука - Лауреат Сталинской премии 1-й степени" - и получил жесткий отказ. И все же полтора десятилетия Луки на Симферопольской кафедре определили эпоху в жизни православного Крыма, которую и пытается охватить автор.
Наряду с православной общиной он выделяет и евангельских христиан-баптистов, иудеев, караимов, адвентистов седьмого дня, старообрядцев, а также религиозное подполье: пятидесятников, молокан, иеговистов и др. В приложении помещены проповеди святителя Луки.


Верх страницы

RingNet © 2003      
Используются технологии uCoz