Борис
Колымагин
Фольклорные традиции против тамагочи
В компьютерные игры играет стар и млад - дома, в метро, на
работе. Создается впечатление, что наша еще недавно самая
читающая страна вскоре превратится в самую играющую. Увлекательные
путешествия среди гномов, головокружительные гонки на машинах,
захватывающие войны с жестокими пришельцами стимулируют мысль,
заставляют сильнее биться сердце, помогают отрешиться от печалей
и кошмаров реальности. По мнению психиатров, это еще и лекарство
от стрессов и депрессии. Но не от одиночества. В какой-то
момент человеку все же приходится столкнуться с реальностью.
Машина и он. И никого больше. Даже если человек пойман в сети
всемирной Паутины.
Эту ситуацию одиночества дети переживают острее взрослых.
Не случайно в их среде расплодился маленький электронный зверек
- тамагочи - с пронзительным, как у младенца, голосом. Он
нуждается в неустанном уходе: дети должны его кормить и поить,
укладывать спать и выгуливать. Если этого вовремя не сделать,
зверек заболеет и умрет. Ребята, чьи родители побогаче, даже
нанимают помощников, ухаживающих за компьютерным другом.
Одиночество - одна из самых характерных проблем массового
общества. И какими бы изощренными ни были компьютерные игры
- они от него не избавляют. Но существует множество других
игр, связанных с традицией народа, о которых сейчас самое
время вспомнить.
Мне не раз доводилось участвовать в таких опытах "вспоминания"
старых народных игр, которые обычно проводятся в загородных
палаточных лагерях. Из года в год в них собираются дети с
родителями - специально для того, чтобы снять возникшие между
ними напряжения. В этом им помогает фольклорная традиция.
Вот по кругу, взявшись крепко за руки, двигаются взрослые
и малыши. Они тянут песню: "Сижу-сижу на камушке, сижу
на горючем. Ах, кто ж меня верно любит, ах, кто ж меня сменит.
Меня сменит-переменит, еще приголубит". В центре круга
- ребенок, от лица которого и поет хоровод. Вызвавшийся его
"приголубить" выходит в круг и гладит по головке
малыша. Одна игра сменяет другую. Тут и веселые сказочные
мелодии, которые легко подхватить, и смешная зарядка, когда
дети, скажем, берутся за "пятки соседа" и со словами
"танцуй, лобода" перемещаются на корточках.
Таким или похожим занятиям наверняка предавались в детстве
и вы, читатель. Но "Гуси-лебеди", "Бояре, а
мы к вам пришли" оттеснены электроникой. Жаль. Любому
ребенку во благо самые простые, рифмующиеся с ветром, солнцем
и сосновым бором игры.
"До определенного возраста малыши воспринимают жизнь
исключительно сквозь призму игры, - рассказывает один из организаторов
такого лагеря Катя Миловидова. - Фольклор помогает им отдаться
биологическим ритмам. И это хорошо. Куда без биологии денешься?
Конечно, чрезмерное увлечение фольклором может увести человека
в "страну далече". Во всем нужна мера. Но совсем
забывать свои дохристианские корни - тоже неправильно. В язычестве,
по слову св. Иустина Философа, были и свои христиане до Христа,
да и многие языческие традиции были органично переосмыслены
Церковью.
Поэтому, думается, неверно считать возрождение фольклорных
игр непременно шагом в дохристианскую эпоху. А что такое мнение
существует, свидетельствует хотя бы такой факт. Недавно Ярославская
епархия выступила с резким заявлением в адрес Ярославского
музея сказок. "Искусственно создаются неоязыческие капища,
в которых начинают совершаться псевдорелигиозные обряды, к
участию в этих обрядах привлекаются дети. К бесовским капищам
прокладывают туристические тропы. Тысячи людей вовлекаются
в поклонение бесу, причиняя страшный вред своим бессмертным
душам… И если властям Водяной и Баба-яга ближе, чем Христос,
Божия Матерь и наши святые, то такая власть достойна сожаления,
как и избравший ее народ ", - говорится в заявлении епархии.
Гнев вызвало ежегодное празднование в селе Кукобой - обыкновенное
шоу с шашлыками, сувенирами и концертом. Район ищет пути выживания
и стремится наладить туристический бизнес. Это понятно. Может
быть, в погоне за копейкой и происходит какой-то крен в сторону
неоязычества - на расстоянии трудно судить. Вопрос вовсе не
в этом, а в тоне самого заявления. Очень часто сурово насупленные
брови мешают увидеть другую сторону медали. Например, значение
дохристианских народных игр в деле воспитания.
Занятия в летних лагерях помогают детям и взрослым гармонизировать
взаимоотношения. И вот что интересно: на таких сборах я не
заметил ни одной видеоигры. Да и голосов радиоэфира не слышал.
Здесь они были лишними.
Недавно в вагоне метро ко мне подсел мальчик. Всю дорогу он
на своей игральной штуковине укладывал кубики в длинный, высокий
колодец. На коленях у него лежал огромный гроссбух - путеводитель
по компьютерным играм. "Интересно, ему когда-нибудь приходилось
играть в "Казаки-разбойники"? - подумал я. Но задать
вопрос увлеченному своим занятием малышу не решился.
|