Борис Колымагин

Фольклорные традиции против тамагочи

В компьютерные игры играет стар и млад - дома, в метро, на работе. Создается впечатление, что наша еще недавно самая читающая страна вскоре превратится в самую играющую. Увлекательные путешествия среди гномов, головокружительные гонки на машинах, захватывающие войны с жестокими пришельцами стимулируют мысль, заставляют сильнее биться сердце, помогают отрешиться от печалей и кошмаров реальности. По мнению психиатров, это еще и лекарство от стрессов и депрессии. Но не от одиночества. В какой-то момент человеку все же приходится столкнуться с реальностью. Машина и он. И никого больше. Даже если человек пойман в сети всемирной Паутины.
Эту ситуацию одиночества дети переживают острее взрослых. Не случайно в их среде расплодился маленький электронный зверек - тамагочи - с пронзительным, как у младенца, голосом. Он нуждается в неустанном уходе: дети должны его кормить и поить, укладывать спать и выгуливать. Если этого вовремя не сделать, зверек заболеет и умрет. Ребята, чьи родители побогаче, даже нанимают помощников, ухаживающих за компьютерным другом.
Одиночество - одна из самых характерных проблем массового общества. И какими бы изощренными ни были компьютерные игры - они от него не избавляют. Но существует множество других игр, связанных с традицией народа, о которых сейчас самое время вспомнить.
Мне не раз доводилось участвовать в таких опытах "вспоминания" старых народных игр, которые обычно проводятся в загородных палаточных лагерях. Из года в год в них собираются дети с родителями - специально для того, чтобы снять возникшие между ними напряжения. В этом им помогает фольклорная традиция.
Вот по кругу, взявшись крепко за руки, двигаются взрослые и малыши. Они тянут песню: "Сижу-сижу на камушке, сижу на горючем. Ах, кто ж меня верно любит, ах, кто ж меня сменит. Меня сменит-переменит, еще приголубит". В центре круга - ребенок, от лица которого и поет хоровод. Вызвавшийся его "приголубить" выходит в круг и гладит по головке малыша. Одна игра сменяет другую. Тут и веселые сказочные мелодии, которые легко подхватить, и смешная зарядка, когда дети, скажем, берутся за "пятки соседа" и со словами "танцуй, лобода" перемещаются на корточках.
Таким или похожим занятиям наверняка предавались в детстве и вы, читатель. Но "Гуси-лебеди", "Бояре, а мы к вам пришли" оттеснены электроникой. Жаль. Любому ребенку во благо самые простые, рифмующиеся с ветром, солнцем и сосновым бором игры.
"До определенного возраста малыши воспринимают жизнь исключительно сквозь призму игры, - рассказывает один из организаторов такого лагеря Катя Миловидова. - Фольклор помогает им отдаться биологическим ритмам. И это хорошо. Куда без биологии денешься?
Конечно, чрезмерное увлечение фольклором может увести человека в "страну далече". Во всем нужна мера. Но совсем забывать свои дохристианские корни - тоже неправильно. В язычестве, по слову св. Иустина Философа, были и свои христиане до Христа, да и многие языческие традиции были органично переосмыслены Церковью.
Поэтому, думается, неверно считать возрождение фольклорных игр непременно шагом в дохристианскую эпоху. А что такое мнение существует, свидетельствует хотя бы такой факт. Недавно Ярославская епархия выступила с резким заявлением в адрес Ярославского музея сказок. "Искусственно создаются неоязыческие капища, в которых начинают совершаться псевдорелигиозные обряды, к участию в этих обрядах привлекаются дети. К бесовским капищам прокладывают туристические тропы. Тысячи людей вовлекаются в поклонение бесу, причиняя страшный вред своим бессмертным душам… И если властям Водяной и Баба-яга ближе, чем Христос, Божия Матерь и наши святые, то такая власть достойна сожаления, как и избравший ее народ ", - говорится в заявлении епархии.
Гнев вызвало ежегодное празднование в селе Кукобой - обыкновенное шоу с шашлыками, сувенирами и концертом. Район ищет пути выживания и стремится наладить туристический бизнес. Это понятно. Может быть, в погоне за копейкой и происходит какой-то крен в сторону неоязычества - на расстоянии трудно судить. Вопрос вовсе не в этом, а в тоне самого заявления. Очень часто сурово насупленные брови мешают увидеть другую сторону медали. Например, значение дохристианских народных игр в деле воспитания.
Занятия в летних лагерях помогают детям и взрослым гармонизировать взаимоотношения. И вот что интересно: на таких сборах я не заметил ни одной видеоигры. Да и голосов радиоэфира не слышал. Здесь они были лишними.
Недавно в вагоне метро ко мне подсел мальчик. Всю дорогу он на своей игральной штуковине укладывал кубики в длинный, высокий колодец. На коленях у него лежал огромный гроссбух - путеводитель по компьютерным играм. "Интересно, ему когда-нибудь приходилось играть в "Казаки-разбойники"? - подумал я. Но задать вопрос увлеченному своим занятием малышу не решился.


Верх страницы


RingNet © 2003      
Используются технологии uCoz