Миссионерская площадка или поле битвы?
Музеи,
уже в силу того, что многие произведения искусства созданы
на христианские мотивы, представляют собой некую миссионерскую
площадку. Храмы и монастыри, в свою очередь, также могут выполнять
подобную функцию.
В этом я убедился во время однодневной автобусной экскурсии,
организованной фирмой "Мостуризм". Экскурсовод Петров
решительно заводил группу в церковные ограды, где ее встречала
какая-нибудь матушка и рассказывала разные истории, показывала
реликвии. Конечно, можно поехать, скажем, на святой источник
в село Колюпаново в составе паломнической группы. Но это будет
уже совсем другой контекст. И другие люди, и другое наполнение
времени: долгое стояние в храме, у источника, окунание. На
экскурсии же все пунктирно. Кроме Колюпанова надо успеть и
в Алексин, и в Тулу. И верующих в группе совсем немного, не
ради них заскакивают в светлое место.
Спустятся туристы вниз по длинной лестнице, постоят у часовенки,
выпьют ключевой воды. И дальше. У кого-то вся эта история
вскоре начисто сотрется в памяти. А у кого-то, может быть,
всплывет - в свой час.
Музеи и церковь могут мирно сосуществовать под одной крышей
и помогать друг другу. Скажем, храм святителя Николая в Толмачах
при Государственной Третьяковской галерее являет собой уникальный
пример сотрудничества РПЦ МП и музейщиков. Здесь совершаются
богослужения, верующие имеют возможность молиться перед чтимыми
иконами. И в то же время сюда приходят посетители галереи
- как в один из музейных залов. Интересно, что культурная
составляющая влияет на духовную жизнь прихода, и, как видится,
в лучшую сторону. Скажем, в храме раз в год исполняется "Всенощное
бдение" Рахманинова. Когда-то ежегодное исполнение рахманиновской
"Всенощной" собирало музыкантов и творческую интеллигенцию
под своды ближайшего к Третьяковской галерее действующего
в советские годы храма "Всех скорбящих Радосте"
на Большой Ордынке. Теперь эта традиция, имеющая важное миссионерское
значение, возобновлена в храме свт. Николая.
В качестве примера добрых отношений можно привести Новодевичий
монастырь в Москве и Николо-Зарецкую церковь в Туле (она является
частью музея "Некрополь Демидовых"). Более того,
церковь сама может организовывать музеи.
Самый, наверное, знаменитый церковный музей - это экспозиция
храма Христа Спасителя. В самом центре Москвы - удобно. К
тому же бесплатный вход. Здесь часто проходят выставки: и
рождественских вертепов из Италии, и богородичных икон со
всей страны, и экспонатов из музея-заповедника "Кижи".
Глядя на все это богатство, воочию убеждаешься: у музеев и
церкви широкое поле для сотрудничества. И только битвы за
собственность мешают выстраиванию нормальных отношений.
Но эти битвы, к сожалению, продолжаются. И последняя по времени
из них - борьба за Рязанский кремль. Напомним, что 22 февраля
2006 г. руководство Русской православной церкви обратилось
к президенту с просьбой передать весь комплекс бывших церковных
зданий Рязанской епархии. Вскоре последовала резолюция Владимира
Путина: "Фрадкову М.Е., Грефу Г.О. Прошу рассмотреть
и предложить вариант положительного решения". Так кремль
оказался на осадном положении. И эта осада длится уже больше
года. Недавно общественный комитет в защиту историко-архитектурного
музея-заповедника направил письмо на имя первого вице-премьера
РФ Дмитрия Медведева. В нем, в частности, говорится: "В
последнее время Рязанская епархия претендует на дворец Олега,
несмотря на то что это не церковное, а гражданское строение,
и, по нормам законодательства, его передача не может быть
осуществлена. Дворец Олега - здание, занимающее около 2,5
тыс. кв. метров, где размещены фонды, экспозиции и выставки,
сохранились резные белокаменные порталы, изразцовые печи,
каменные своды XVII века".
В ноябре прошлого года начальник управления недвижимым и движимым
имуществом Росимущества Наталья Сергунина единственным способом
решения конфликта епархии и музея-заповедника назвала перевод
музейных экспонатов Рязанского кремля. С этим мнением категорически
не согласна музейная общественность, которая твердо убеждена,
что передача ценностей епархии означает их разбазаривание.
Случай с Костромой, где был ликвидирован музей-заповедник
федерального значения "Ипатьевский монастырь", наглядное
тому подтверждение. К тому же нет уверенности, что народное
достояние не будет под шумок растащено какими-нибудь братками.
В защиту Рязанского кремля, как известно, выступили видные
ученые и общественные организации, больше двадцати тысяч жителей
Рязани также выразили свой протест.
Так что такого рода инициативы, бесспорно, наносят урон церковному
имиджу. И здесь возникает вопрос об их природе. Насколько
они церковны по своей сути? Понимают ли религиозные лидеры,
что подобные действия нацелены на разрыв исторически сложившегося,
но ставшего в последнее время столь хрупким единства Русской
православной церкви и отечественной культуры? Что все-таки
важнее для Церкви (с большой буквы) - получить в собственность
пусть и дорогие, но все же камни, или сохранить доброе имя
среди соотечественников? Что важнее - миссионерская работа
или бесконечный ремонт и строительство, на которые вечно не
хватает денег, и которые намертво привязывают клир к бизнес-структурам?
Или, может быть, для Церкви лучше ютиться в маленьких храмах
и даже в квартирах, и делать Христово дело, как это было в
эмигрантском Париже? В конечном счете, оценка всех этих инициатив
внутри церковной ограды упирается в проблемы экклезиологии
- богословского понимания того, что же такое Церковь, то есть
прежде всего в вопросы, связанные с устройством жизни общин
и приходов и с их деятельностью, в том числе и в "мире
сем". Упирается и в само видение Церкви церковными руководителями
(к сожалению, зачастую оказывающимися и в светском, и в церковном
смысле безграмотными) и мирянами. Опыт показывает, что консолидированного
церковного ответа на "экклезиологический вызов"
сегодня нет.
|