Игры радикалов
(Зачем отталкивать верующих от актуального искусства?)

Московский музей Сахарова снова привлек общественное внимание. Там в течение месяца демонстрировались экспонаты, оскорбляющие чувства верующих. И хотя сама выставка "Запретное искусство-2006" завершила работу, полемика вокруг нее не стихает.
Напомним, на выставке ("Культура" рассказывала о ней в номере от 22 марта, Н. Алексеев, "Запрет на запретное искусство") было представлено распятие, на котором у Христа вместо головы орден Ленина, картина, на которой Христос изображен с головой Микки-Мауса, "Икона-икра" и другие "инсталляции на религиозные темы". Все эти произведения современных раскрученных художников в свое время были сняты с вернисажей, и вот теперь оказались собраны под одной крышей.
Выставка вызвала громкие протесты со стороны верующих. И хотя до разгрома, как это было четыре года назад с проектом "Осторожно, религия!", дело не дошло, страсти закипели. Православная молодежь провела пикет перед сахаровским центром. Общественное движение "Народный собор" обратилось в прокуратуру Москвы с требованием привлечь авторов и организаторов к уголовной ответственности. А еще раньше Союз православных граждан рекомендовал направить осквернителей святынь на психиатрическую экспертизу.
В свою очередь правление Фонда Андрея Сахарова сделало громкое заявление о свободе художественного творчества и недопустимости идеологического диктата. Незадолго до этого директор Центра имени Андрея Сахарова Юрий Самодуров отметил, что у выставки вполне правозащитная цель - мониторинг и обсуждение характера цензуры в сфере изобразительного искусства в России.
Общественное мнение в связи с реакцией "фундаменталистов" разделилось. Одни посчитали проведение такой выставки в наше время как минимум неуместной. Другие, как художник Никита Алексеев, решительно выступили в ее поддержку.
Спору нет, коалиция чиновников и клерикалов порой принимает угрожающие очертания, и их лихим наскокам на свободу искусства как-то надо противостоять. Вопрос: какими средствами? В данном случае, средства выбраны абсолютно неприемлемые. Более того, с точки зрения общественной морали осуществление проекта может быть расценено как экстремистское деяние. Организаторы не проявили ни в малейшей степени лояльности к обществу, к миллионам верующих, и, попросту говоря, перешли всякую грань приличия. Об этом хорошо говорит в открытом письме Юрию Самодурову известный правозащитник Олег Орлов: "Ну а если завтра у какого-то художника где-то отвергнут фотографии с детской порнографией или карикатуры на тему Освенцима или Треблинки? Ты тоже посчитаешь возможным поместить их на обозрение посетителей в музее, носящем имя Сахарова? Если будешь последователен, то должен поместить. Ты готов это сделать?" "Я могу понять, - продолжает Орлов, - что у человека верующего некоторые "произведения" могут вызвать сильные эмоции. Утверждение, что такие люди могут не приходить на выставку, с моей точки зрения, не годится. Мне, например, было бы оскорбительно знать, что где-то в центре Москвы выставлены карикатуры, в которых издеваются над узниками гитлеровских или сталинских лагерей".
Ни для кого не секрет, что сейчас во всем мире наблюдается рост фундаментализма. И на этом фоне мы видим всплеск секулярного радикализма. Немало известных деятелей культуры выступают с резкими антирелигиозными заявлениями и жестами - Элтон Джон, Дэн Браун… и примкнувший к ним Самодуров. На Западе верующие, как правило, кисло реагируют на провокации. Секуляризм все-таки зашел очень далеко. Того гляди, Рождество перестанут по причине политкорректности называть Рождеством. Где уж тут возмущаться маргинальными проектами? И все-таки иногда возмущения случаются. Одним из примеров, когда христиане громко протестовали, стало скандально известное турне "Confession" популярной певицы Мадонны осенью 2006 года. Единодушное возмущение в среде верующих вызвал номер "Live totell", во время которого певица в символическом терновом венце "распиналась" на огромном кресте. Акции сводились к призывам добровольно бойкотировать шоу.
У нас происходят несколько другие процессы. Поэтому и реакции могут быть другими, в стиле израильского посла, который на одном из вернисажей на Западе бросился крушить инсталляцию "Шахидка".
Честно говоря, мне очень жалко, что воинствующий секуляризм вбивает клин между религией и актуальным искусством. Ведь в результате большинство верующих, потенциальных потребителей нового искусства, отворачиваются от культуры как таковой. Что бы ни говорили по этому поводу сторонники свободы самовыражения художника, на пользу обществу подобная пикировка не идет.
И в заключение хочется задаться вопросом: "Зачем эта выставка понадобилась Сахаровскому центру?" Вопрос, разумеется, риторический. Понятно зачем. Заниматься кропотливой правозащитной работой сегодня трудно. А вот имитировать правозащитную деятельность, вовсю пиаря произведения, которые оскорбляют религиозные чувства - это пожалуйста. И не трудно совсем. К тому же символический и иной капитал легко зарабатывается.
В планах организаторов - проводить подобные мероприятия ежегодно. Да и других желающих поиграть в нечто похожее немало. Поэтому, думается, очень важно, чтобы арт-критики, просто люди культуры внятно обозначили свои позиции, поставили нравственную преграду подобным играм.
Не надо доводить дело до того, чтобы с культурными радикалами всерьез разбирались чиновники. Начнут разбираться - никому мало не покажется.


Верх страницы


RingNet © 2003      
Используются технологии uCoz