Игры радикалов
(Зачем отталкивать верующих от актуального искусства?)
Московский
музей Сахарова снова привлек общественное внимание. Там в
течение месяца демонстрировались экспонаты, оскорбляющие чувства
верующих. И хотя сама выставка "Запретное искусство-2006"
завершила работу, полемика вокруг нее не стихает.
Напомним, на выставке ("Культура" рассказывала о
ней в номере от 22 марта, Н. Алексеев, "Запрет на запретное
искусство") было представлено распятие, на котором у
Христа вместо головы орден Ленина, картина, на которой Христос
изображен с головой Микки-Мауса, "Икона-икра" и
другие "инсталляции на религиозные темы". Все эти
произведения современных раскрученных художников в свое время
были сняты с вернисажей, и вот теперь оказались собраны под
одной крышей.
Выставка вызвала громкие протесты со стороны верующих. И хотя
до разгрома, как это было четыре года назад с проектом "Осторожно,
религия!", дело не дошло, страсти закипели. Православная
молодежь провела пикет перед сахаровским центром. Общественное
движение "Народный собор" обратилось в прокуратуру
Москвы с требованием привлечь авторов и организаторов к уголовной
ответственности. А еще раньше Союз православных граждан рекомендовал
направить осквернителей святынь на психиатрическую экспертизу.
В свою очередь правление Фонда Андрея Сахарова сделало громкое
заявление о свободе художественного творчества и недопустимости
идеологического диктата. Незадолго до этого директор Центра
имени Андрея Сахарова Юрий Самодуров отметил, что у выставки
вполне правозащитная цель - мониторинг и обсуждение характера
цензуры в сфере изобразительного искусства в России.
Общественное мнение в связи с реакцией "фундаменталистов"
разделилось. Одни посчитали проведение такой выставки в наше
время как минимум неуместной. Другие, как художник Никита
Алексеев, решительно выступили в ее поддержку.
Спору нет, коалиция чиновников и клерикалов порой принимает
угрожающие очертания, и их лихим наскокам на свободу искусства
как-то надо противостоять. Вопрос: какими средствами? В данном
случае, средства выбраны абсолютно неприемлемые. Более того,
с точки зрения общественной морали осуществление проекта может
быть расценено как экстремистское деяние. Организаторы не
проявили ни в малейшей степени лояльности к обществу, к миллионам
верующих, и, попросту говоря, перешли всякую грань приличия.
Об этом хорошо говорит в открытом письме Юрию Самодурову известный
правозащитник Олег Орлов: "Ну а если завтра у какого-то
художника где-то отвергнут фотографии с детской порнографией
или карикатуры на тему Освенцима или Треблинки? Ты тоже посчитаешь
возможным поместить их на обозрение посетителей в музее, носящем
имя Сахарова? Если будешь последователен, то должен поместить.
Ты готов это сделать?" "Я могу понять, - продолжает
Орлов, - что у человека верующего некоторые "произведения"
могут вызвать сильные эмоции. Утверждение, что такие люди
могут не приходить на выставку, с моей точки зрения, не годится.
Мне, например, было бы оскорбительно знать, что где-то в центре
Москвы выставлены карикатуры, в которых издеваются над узниками
гитлеровских или сталинских лагерей".
Ни для кого не секрет, что сейчас во всем мире наблюдается
рост фундаментализма. И на этом фоне мы видим всплеск секулярного
радикализма. Немало известных деятелей культуры выступают
с резкими антирелигиозными заявлениями и жестами - Элтон Джон,
Дэн Браун… и примкнувший к ним Самодуров. На Западе верующие,
как правило, кисло реагируют на провокации. Секуляризм все-таки
зашел очень далеко. Того гляди, Рождество перестанут по причине
политкорректности называть Рождеством. Где уж тут возмущаться
маргинальными проектами? И все-таки иногда возмущения случаются.
Одним из примеров, когда христиане громко протестовали, стало
скандально известное турне "Confession" популярной
певицы Мадонны осенью 2006 года. Единодушное возмущение в
среде верующих вызвал номер "Live totell", во время
которого певица в символическом терновом венце "распиналась"
на огромном кресте. Акции сводились к призывам добровольно
бойкотировать шоу.
У нас происходят несколько другие процессы. Поэтому и реакции
могут быть другими, в стиле израильского посла, который на
одном из вернисажей на Западе бросился крушить инсталляцию
"Шахидка".
Честно говоря, мне очень жалко, что воинствующий секуляризм
вбивает клин между религией и актуальным искусством. Ведь
в результате большинство верующих, потенциальных потребителей
нового искусства, отворачиваются от культуры как таковой.
Что бы ни говорили по этому поводу сторонники свободы самовыражения
художника, на пользу обществу подобная пикировка не идет.
И в заключение хочется задаться вопросом: "Зачем эта
выставка понадобилась Сахаровскому центру?" Вопрос, разумеется,
риторический. Понятно зачем. Заниматься кропотливой правозащитной
работой сегодня трудно. А вот имитировать правозащитную деятельность,
вовсю пиаря произведения, которые оскорбляют религиозные чувства
- это пожалуйста. И не трудно совсем. К тому же символический
и иной капитал легко зарабатывается.
В планах организаторов - проводить подобные мероприятия ежегодно.
Да и других желающих поиграть в нечто похожее немало. Поэтому,
думается, очень важно, чтобы арт-критики, просто люди культуры
внятно обозначили свои позиции, поставили нравственную преграду
подобным играм.
Не надо доводить дело до того, чтобы с культурными радикалами
всерьез разбирались чиновники. Начнут разбираться - никому
мало не покажется.
|