О празднике Сретения Господня

Двунадесятый праздник Сретенья Господне своим священно историческим началом имеет повествование евангелиста Луки о принесении Младенца Иисуса Христа на сороковой день в Храм. Праздник имеет неразрывное соотношение трех смысловых аспектов его повествования - ритуальное ветхозаветное очищение Богоматери, представление Ее Сына Богу и встреча с двумя ветхозаветными праведниками.
Первоначально праздник Сретения не имел вполне самостоятельного значения, но рассматривался в качестве "отдания" всего сорокадневного цикла праздников, посвященных тайне Слова, ставшего плотью. Окончательное закрепление праздника произошло не ранее первой половины шестого века. В Западной Церкви его ввел папа Герасим (492 -496 гг.), уничтожив языческий праздник Луперкалий, праздник связанный с почитанием бога Фавна, который являлся покровителем стад, имел прозвище Luperus - оборонитель от волков. учрежденный еще Ромулом и Ремом. В Византии официальное включение праздника Сретения Господня в календарь произошло во время царствования Юстиана 1 (518 - 527 гг.), что согласуется с фактом "торжества православия" и возобновления церковного общения с православным Римом после временного преобладания в Византии ереси монофизитства. В древних рукописях праздник известен под разными названиями: "Праздник Симеона и Анны", "Представление", "Встреча", "Очищение". В Византии доминировало название праздника Встреча Господа, в римском праздновании Сретения акцентировался обряд очищения, совершаемый Девой Марией, и сам день стал называться Очищение Блаженной Девы Марии. Если рассматривать его богослужебные признаки то легко можно убедится, что по критериям формально-уставным, однозначно ни к праздникам Господским, ни к праздникам Богородичным отнесен быть не может. Авторы комментирующие этот вопрос склоняются к Богородичному статусу праздника, хотя от начала он празднуется как Господский, или они вынуждены изобретать для него статус праздника Господско - Богородичного.
В праздник Сретения сливаются одновременно и радость, и ожидание крестной смерти Христа. Радость и скорбь слились в этом празднике воедино. Бог уже среди нас и в то же время звучит страшная пророческая весть Ветхозаветных пророков Богоматери, что меч пройдет Ее душу. Это праздник дивной встречи и первой разлуки - встреча Божия Сына и Бога Отца, встреча между святыми душами и ожидаемым ими Спасителем и первая жертвенная разлука Божией Матери с Ее Божественным Сыном. И в конце этого краткого обзора приведем слова пресвитера Иерусалимского Исихия сказанного им о празднике Сретения Господня: - "не ошибется тот, кто признает его (Сретенье) праздником праздников, субботой суббот, назовет (его) святая святых. Ибо здесь сосредотачивается все таинство воплощения Христова, объясняется таинство воплощения Единородного Господа - в нем (воплощении) Младенец Христос был возвеличен и Богом исповедан, и, сидящий на руках, как на престоле был явлен Он, Творец нашего естества".


С.И. Матвеев



Верх страницы




RingNet © 2003      
Используются технологии uCoz