О празднике Сретения Господня
Двунадесятый праздник Сретенья Господне своим священно историческим
началом имеет повествование евангелиста Луки о принесении Младенца
Иисуса Христа на сороковой день в Храм. Праздник имеет неразрывное
соотношение трех смысловых аспектов его повествования - ритуальное
ветхозаветное очищение Богоматери, представление Ее Сына Богу
и встреча с двумя ветхозаветными праведниками.
Первоначально праздник Сретения не имел вполне самостоятельного
значения, но рассматривался в качестве "отдания" всего
сорокадневного цикла праздников, посвященных тайне Слова, ставшего
плотью. Окончательное закрепление праздника произошло не ранее
первой половины шестого века. В Западной Церкви его ввел папа
Герасим (492 -496 гг.), уничтожив языческий праздник Луперкалий,
праздник связанный с почитанием бога Фавна, который являлся
покровителем стад, имел прозвище Luperus - оборонитель от волков.
учрежденный еще Ромулом и Ремом. В Византии официальное включение
праздника Сретения Господня в календарь произошло во время царствования
Юстиана 1 (518 - 527 гг.), что согласуется с фактом "торжества
православия" и возобновления церковного общения с православным
Римом после временного преобладания в Византии ереси монофизитства.
В древних рукописях праздник известен под разными названиями:
"Праздник Симеона и Анны", "Представление",
"Встреча", "Очищение". В Византии доминировало
название праздника Встреча Господа, в римском праздновании Сретения
акцентировался обряд очищения, совершаемый Девой Марией, и сам
день стал называться Очищение Блаженной Девы Марии. Если рассматривать
его богослужебные признаки то легко можно убедится, что по критериям
формально-уставным, однозначно ни к праздникам Господским, ни
к праздникам Богородичным отнесен быть не может. Авторы комментирующие
этот вопрос склоняются к Богородичному статусу праздника, хотя
от начала он празднуется как Господский, или они вынуждены изобретать
для него статус праздника Господско - Богородичного.
В праздник Сретения сливаются одновременно и радость, и ожидание
крестной смерти Христа. Радость и скорбь слились в этом празднике
воедино. Бог уже среди нас и в то же время звучит страшная пророческая
весть Ветхозаветных пророков Богоматери, что меч пройдет Ее
душу. Это праздник дивной встречи и первой разлуки - встреча
Божия Сына и Бога Отца, встреча между святыми душами и ожидаемым
ими Спасителем и первая жертвенная разлука Божией Матери с Ее
Божественным Сыном. И в конце этого краткого обзора приведем
слова пресвитера Иерусалимского Исихия сказанного им о празднике
Сретения Господня: - "не ошибется тот, кто признает его
(Сретенье) праздником праздников, субботой суббот, назовет (его)
святая святых. Ибо здесь сосредотачивается все таинство воплощения
Христова, объясняется таинство воплощения Единородного Господа
- в нем (воплощении) Младенец Христос был возвеличен и Богом
исповедан, и, сидящий на руках, как на престоле был явлен Он,
Творец нашего естества".
С.И. Матвеев
|
|