Свящ. Константин Кравцов, член Союза российских писателей

Поэзия и катехизация

Мне бы хотелось поставить вопрос о поэзии как средстве религиозного воспитания и катехизации и ее пользе для духовного роста. Судя по тому, какое место занимает поэзия в православных периодических изданиях, она или вообще не нужна православным верующим или нужна в самых минимальных дозах. В периодике мы крайне редко встречаем современных православных поэтов. Может быть, таковых нет или творчество их столь незначительно, что не может встать в один ряд с давно ушедшими авторами? По моему убеждению, это не так. И доказательством этому служит Филаретовский конкурс религиозной поэзии в Интернете - единственная известная мне "антология" молодых христианских авторов, представляющая интерес с художественной точки зрения. Причина того, что наши православные читатели видят одни и те же произведения (обычно перепечатывают авторов Золотого и Серебряного века русской поэзии), мне кажется в том, что наши редакторы и издатели идут по пути наименьшего сопротивления. Ведь куда проще взять с полки Пушкина, Пастернака или, скажем, Надсона, а то и вообще пустить в тираж никому неизвестных посредственных сочинителей, чем обратиться к живым авторам, потрудиться их найти.
Почему ныне живущим поэтам должно отдать предпочтение перед их предшественниками? Да просто потому, что, как сказал Элиот, "мертвые поэты для нас ничего не значат, если у нас нет живых. И только помощью ныне живущих писателей продолжают жить писатели прошлого". При отсутствии больших поэтов, то есть тех, о чьей окончательной и необратимой "смерти" - "смерти автора" - бодро объявляют любители справлять всякого рода поминки по русской литературе (и "традиционным ценностям"), "язык народа начнет угасать, начнет загнивать и его культура, и, быть может, она будет поглощена культурой более сильной". Что и происходит на наших глазах, когда "заболевание, каким поражена современная эпоха, состоит не просто в неспособности принять на веру те или иные представления о Боге и человеке, которыми жили наши предки, но в неспособности испытать к Богу и человеку такое чувство, какое испытывали они. Даже если вы и не принимаете больше на веру то или иное представление, вы до определенной степени все же можете его понять, но когда исчезает религиозное чувство, сами слова, в которых люди стремились его выразить, лишаются смысла". Вот это-то чувство и воскрешает религиозный поэт. Важно учесть и то, что чувство глубже, "первичней" нашей рассудочной деятельности, и потому ни один катехизис не может свидетельствовать о Боге с такой силой убедительности как религиозная поэзия. Именно поэтому Спаситель и говорил не языком философа, а языком поэта, и если мы называем себя Его учениками, то мы должны быть Его учениками и в этом. На мой взгляд, издателям, редакторам, руководителям отделов религиозного образования необходимо более тесно сотрудничать с писателями, особенно молодыми, проводить совместные семинары с писательскими союзами, при этом четко отделяя поэзию как таковую от той или иной "идеологии", маркированную под литературу.




Верх страницы




RingNet © 2003      
Используются технологии uCoz