Свящ.
Константин Кравцов, член Союза российских писателей
Поэзия и катехизация
Мне бы хотелось поставить вопрос о поэзии как средстве религиозного
воспитания и катехизации и ее пользе для духовного роста.
Судя по тому, какое место занимает поэзия в православных периодических
изданиях, она или вообще не нужна православным верующим или
нужна в самых минимальных дозах. В периодике мы крайне редко
встречаем современных православных поэтов. Может быть, таковых
нет или творчество их столь незначительно, что не может встать
в один ряд с давно ушедшими авторами? По моему убеждению,
это не так. И доказательством этому служит Филаретовский конкурс
религиозной поэзии в Интернете - единственная известная мне
"антология" молодых христианских авторов, представляющая
интерес с художественной точки зрения. Причина того, что наши
православные читатели видят одни и те же произведения (обычно
перепечатывают авторов Золотого и Серебряного века русской
поэзии), мне кажется в том, что наши редакторы и издатели
идут по пути наименьшего сопротивления. Ведь куда проще взять
с полки Пушкина, Пастернака или, скажем, Надсона, а то и вообще
пустить в тираж никому неизвестных посредственных сочинителей,
чем обратиться к живым авторам, потрудиться их найти.
Почему ныне живущим поэтам должно отдать предпочтение перед
их предшественниками? Да просто потому, что, как сказал Элиот,
"мертвые поэты для нас ничего не значат, если у нас нет
живых. И только помощью ныне живущих писателей продолжают
жить писатели прошлого". При отсутствии больших поэтов,
то есть тех, о чьей окончательной и необратимой "смерти"
- "смерти автора" - бодро объявляют любители справлять
всякого рода поминки по русской литературе (и "традиционным
ценностям"), "язык народа начнет угасать, начнет
загнивать и его культура, и, быть может, она будет поглощена
культурой более сильной". Что и происходит на наших глазах,
когда "заболевание, каким поражена современная эпоха,
состоит не просто в неспособности принять на веру те или иные
представления о Боге и человеке, которыми жили наши предки,
но в неспособности испытать к Богу и человеку такое чувство,
какое испытывали они. Даже если вы и не принимаете больше
на веру то или иное представление, вы до определенной степени
все же можете его понять, но когда исчезает религиозное чувство,
сами слова, в которых люди стремились его выразить, лишаются
смысла". Вот это-то чувство и воскрешает религиозный
поэт. Важно учесть и то, что чувство глубже, "первичней"
нашей рассудочной деятельности, и потому ни один катехизис
не может свидетельствовать о Боге с такой силой убедительности
как религиозная поэзия. Именно поэтому Спаситель и говорил
не языком философа, а языком поэта, и если мы называем себя
Его учениками, то мы должны быть Его учениками и в этом. На
мой взгляд, издателям, редакторам, руководителям отделов религиозного
образования необходимо более тесно сотрудничать с писателями,
особенно молодыми, проводить совместные семинары с писательскими
союзами, при этом четко отделяя поэзию как таковую от той
или иной "идеологии", маркированную под литературу.
|