Сергей Матвеев
Святоотеческое понимание благотворительности.

В Словакии, в университете города Пресова, в октябре 2009 года прошла международная конференция «Социальные и духовные измерения св. Никодима Святогорца». От России в этой конференции принял участие Генеральный директор Фонда христианского просвещения и милосердия С.И. Матвеев. Предлагаем вашему вниманию текст его выступления.

Современные социально политические и духовные изменения в России, процесс переоценки идеологических ориентиров, нравственных установок сопровождаются и тем, что общественное сознание освобождается от ряда наносных, чуждых нравственным и гуманистическим традициям человечества представлений. Среди них и отказ от вульгарных оценок и искаженного восприятия самого феномена благотворительности и милосердия. Надо вспомнить, что в России в прошлое время царствовал нигилизм, который до сих пор не изжит, что вело к разрушению человека, как образа и подобия Бога. Ведь одной из характерных черт Бога является милосердие, как сказано в Библии: « будьте милосердны, ибо Я милосерд.» Не смотря на то, что Россия которая жестоко пострадала от идей нигилизма, где все переходить в крайности по складу русского духа, однако идеи отрицания существования природы человека современных французских философов Фуко, Деррида и Делиза и сейчас становятся модными в молодежной среде. Поэтому крайне необходимо противостоять этим тенденциям и говорить о христианском мировоззрении и христианской антропологии.
Наш Фонд был создан в 1998 году, как организация, призванная оказывать помощь верующим, осуществить свои благотворительные проекты и содействовать милосердию, которое не зависит от этнических и религиозных различий. Поэтому наши проекты были призваны стать сферой открытого и братского сотрудничества между верующими разных конфессий и различных общественных и государственных организаций, работающих на поле милосердия, благотворительности и социальной работы.
В области образования мы решили, что необходима серьезная программа христианского воспитания тех, кто работает в области благотворительности и социального служения. Настоящее милосердие, в действительности, происходит из жизни веры. Это позволяет избежать бюрократизации и исполнение дел милосердия одними профессионалами. Главной нашей целью было не создание совершенной организации, а реализация христианского призвания. Нашей организации нужны были не чиновники, а верующие, способные встать на путь служения милосердия. Благотворительность должна распространяться от человека к человеку. Важно подчеркнуть, что благотворительная деятельность сама по себе имеет огромную воспитательную ценность. Со стороны нашей организации на первый план выходит необходимость создать условия, чтобы человек стал активным, ответственным и не боялся проявлять инициативу в обществе. Деятельность милосердия представляет прекрасную возможность для воспитания человека. Следовательно, образование является не только необходимым для деятельности милосердия и благотворительности, но и сама деятельность милосердия и благотворительности также является школой.
Итак, что же есть милосердие по учению святых отцов Церкви . Милостыня , говорит святой Иоанн Златоуст, есть мать любви, - любви, отличающей христианство, превосходящей все знамения, служащей признаком учеников Христовых. Милосердие, утверждает святой Василий Великий, есть болезнование об угнетаемых сверх меры, ощущаемое сострадательными. «Помилосердствуем о том, кто из великого богатства впал в крайнею нищету, кто из крепкого телесного здоровья перешел в крайнее изнеможение, кто прежде восхищался красотою и свежестью своего тела, а потом поврежден обезображивающими болезнями», - считает он. Ничто столько не уподобляет человека Богу, как благотворение, уверен св. Григорий Богослов.
Милостыня есть царица добродетелей, пишет св. Иоанн Златоуст, весьма скоро возводящая на небо. Милостыня доставляет не только царство небесное, но и в настоящей жизни безопасность и избыток, Кто сказал это? Сам Христос, что властен сделать это. Подающий из своего имения бедным, сказал он, сторицей примет в этом веке, и наследует жизнь вечную (Мф.19.29.) Видишь ли воздаяния, с великим изобилием подаваемые в той и другой жизни.
Один из родоначальников монашества преподобный Макарий Египетский, перечисляя главные добродетели христианина, милосердие ставит на третье место. Главные добродетели, будучи числом пять, все объемлют. Первая – молитва, потом воздержание, милосердие, нищета, долготерпение. А святой Исаак Сирин особо любимый и чтимый на Руси, говорит: « Хочешь ли умом своим быть в общении с Богом, прияв в себя ощущение этого наслаждения, не порабощенного чувствам? – Послужи милостыне. Когда внутри тебя обретается она, тогда изображается в тебе эта святая красота, которую уподобляешься Богу. Всеобъемлемость дела милосердия производит в душе, без всякого промедления времени, общение с единым сиянием славы Божества». Он же писал: «Ничто не может так приблизить сердце к Богу, как милостыня».
В духе святых отцов о милосердии говорит более близкий к нам по времени святой преподобный Никодим Святогорец. Так в своей работе «Книга душеполезнейшая о непрестанном Причастии Святых Христовых Тайн», которая вся проникнута милосердием и заботой о лицах мирянского чина, актуальной и в наше время с учетом тенденции части российского священства не причащать мирян по праздникам и еженедельно, св. Никодим пишет о милосердии как необходимом средстве для очищения от грехов перед Причастием: «Поскольку же мы, будучи людьми плотскими и немощными, впадаем во многие грехи, Бог дал нам во оставление грехов различные жертвы, которые, когда мы их приносим, очищают нас для того чтобы мы приступили к Причащению. Так и милостыня является жертвой, очищающая грехи. Есть еще и другая спасительная жертва во оставление грехов, как говорит пророк Давид: «Жертва Богу – дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит».
В другой своей работе «Толкование канона на Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня» Никодим Святогорец, употребляя такие противоположные понятия , как милосердие – жестокосердие, призывает своих читателей обратить внимание на свое сердце – «ибо и твое собственное сердце сделалось под влиянием страстей и грехов, жестоко и нечувствительно, как скала или камень, почему и называется оно в Св. Писании окаменным. «Еще ли окамененно у вас сердце», сказано в Писании (Мк 8, 17), и ты стал жестокосердным, как некогда еврейский народ, о котором сказал Иезекииль : «Весь дом Израилев с крепким лбом и жестоким сердцем» (Иезк 3, 7). Страсти, будучи сами жестоки, по словам Исаака (Сирина), ожесточают естественно и сердце, а жестокосердный, по свидетельству автора Притч, «не усрящет благих» (Притч 17, 19). Итак, если и ты, брат, страшишься угроз и мучений, которые Бог в Св. Писании указывает, чтобы наказать грешников и жестокосердных, то пойми, что этот самый страх угроз вследствие частых размышлений о них будет ударять в сердце, как оный Моисейский жезл поразил скалу. От такого удара сокрушенно будет твое сердце, и потекут из него каплющие слезы». Из этой цитаты мы видим, как преподобный Никодим с использованием противоположностей стремиться обратить читателей к изменению своего сердца и проникнуться противоположным духом, духом милосердия.


Верх страницы


RingNet © 2003      
Используются технологии uCoz