Международный фонд христианского просвещения
 

Центр социальной поддержки людей с нарушениями интеллекта «Теремок»

Целью нашего проекта, является создание благоприятной среды обитания для этих особенных людей. Для них, самое главное - это раскрыть личные способности перед людьми и обществом, показать свою значимость и нужность, быть на виду и удостаиваться всяческих искренних похвал и оваций, посвящать свою жизнь идеи реализации себя, как личности. Для того, что бы сформировать у каждого инвалида уверенность в себе и своих возможностях, а так же развить в обществе толерантное отношение к таким людям, мы решили начать с малого: «Изменить свое личное отношение к данной проблеме, и создать условия для улучшения качества их жизни среди нас».
Помощь в раскрытии творческих возможностей и способностей наших особенных детей мы планируем осуществлять через организацию совместных лагерей, творческих встреч экскурсионных поездок, проведения праздников и т.п. Но это только начало пути, а дальше, мы планируем создание правовой формы совместного проживания как альтернативу психоневрологическому интернату.
Наш первый совместный проект - это проведение в 2014 году Рождественского отдыха для семей, имеющих взрослых детей-инвалидов от 18 лет и старше.
Для осуществления этого проекта наш спонсор: Фонд Христианского просвещения и милосердия им. свт. Луки (Войно-Ясенецкого) выделил необходимые средства и помог воплотить мечты в реальность.
Рождественский семейный отдых проходил в «Доме творчества композиторов» под г. Руза, Московской обл. ДТК «Руза» располагается в живописном уголке Подмосковья, не доезжая до деревни Дорохово. 30 отдельно стоящих домиков, окруженных сосновым лесом, напоминают небольшой хутор и как нельзя кстати подходят под сказочную атмосферу Рождества. Печное отопление и уютная обстановка внутри домиков создает творческое настроение и изолированность от реальности Московского бытия.
Основная цель организации данного проекта: дать возможность творческого взаимодействия между детьми и взрослыми. Объединить всех идеей праздника Рождества Христова. Приуроченные к нему мастер-классы по изготовлению украшений и подарков, участия в подготовке конкурсов и концертов, поиск сокровищ и многое другое должны выявить степень адаптированности детей, участвующих в проекте.
Общие цели:
1. Выявить психологические и социальные потребности, понять нужды родителей данной категории инвалидов, ввиду необходимости постоянного нахождения со своими детьми;
2.? Оценить возможности самих родителей и их творческие способности в дальнейшей адаптации и социализации инвалидов, выявить степень их возможного участия в программе интеграции инвалидов в «здоровую среду», их социализации;
3.? Определить особенности социального и психологического взаимодействия волонтеров с данной категорией лиц;
4.? На основании полученных данных участвовать в разработке социальной программы подготовки волонтеров для работы по дальнейшей адаптации и социализации данной группы инвалидов, и помощи их родителям.
Полученные данные использовать для создания «Центра социальной поддержки людей с нарушениями интеллекта» и их самостоятельной жизнедеятельности.
Частные цели и задачи:
1.? Расширить кругозор молодых инвалидов, и получить опыт общения со здоровыми сверстниками (волонтерами);
2.? Оздоровить детей и родителей, используя место их размещения (природный комплекс), и запланированные подвижные мероприятия на свежем воздухе.
Результаты от взаимоотношений друг с другом во время проведения Рождественского семейного отдыха превзошли наши ожидания.
Все очень старались и активно участвовали в программах Рождественского отдыха: дети и родители смогли понять и проникнуться нашей идеей; волонтеры участвовали в мастер-классах по изготовлению поделок из бумаги, глины и теста, а так же, с помощью игр помогли раскрыть творческие способности наших детей. На примере похода за сокровищами, просмотра диафильмов со сказками о добре и зле, кукольные персонажи Маши и Сережи, приезд на праздник наших гостей с рассказом о Рождении Христа, создание «вертепа» нам удалось понять желание каждого ребенка. Мы поняли, что они нужны нашему обществу, что бы понять, как эти дети искренне умеют любить. Ребята настолько были поглощены процессом творчества и идеей Рождества, что проявляли живое участие к происходящим событиям. Оказалось, что самое главное для них – это среда обитания, где относятся к ним как к равным. Мы смогли донести до детей, что такое дружба и взаимовыручка, при помощи которой можно преодолевать все страхи. Мы не требовали от детей особенных достижений и давали им самим принимать решения и анализировать ситуации. Конечно, без поддержки взрослых трудно рассматривать наших детей как самостоятельных членов общества, но направить их жизнь в нужное «русло» и по возможности дать им полноценное сосуществование в социуме, задача не из легких и не решается проведением только лишь одного зимнего лагеря. Но то чудо, которое мы увидели в наших взаимоотношениях с детьми, то старание и желание их быть похожими на других людей, борьба за лидерство, сострадание друг к другу, и забота о тех, кто рядом удивительным образом открыло для нас мир бескорыстной любви. Вечером, накануне отъезда, во время чаепития случилось чудесное событие: дети читали стихи, пели песни, вспоминали сказки Пушкина и общались так же, как общаемся мы, только в силу своих адапционных возможностей. Вместе, они раскрывались. Мы поняли, что детям с такими патологиями развития нужно постоянно быть на виду и иметь общение с обществом.
Совместно достигая какой-то цели, происходит волшебный процесс активации их способностей. Они раскрываются, их творческий потенциал становится очевиден.
Объединяясь вместе, эти дети создают коллективный разум. По отдельности у каждого свой мир, в котором он и находится. Объединяясь вместе, каждый ребенок берет на себя какую-то часть совместной работы, которую надо сделать в конкретном месте, плюс ко всему, происходит работа его мозга иным образом, происходит анализ сложившейся ситуации, они начинают думать и адаптироваться под других детей. И вот, тогда, все вместе - они раскрываются. Возможно, в этот момент они осознают свою ответственность перед остальными участниками сложившейся команды единомышленников. По всей видимости, сама идея чего-то нового является активирующим элементом деятельности и творчества таких детей. Активирующей идеей Рождественского семейного отдыха явился Христос – это Бог, который любит людей и является путеводной звездой в их сердце. Они держат эту Звезду в руках и чувствуют тактильную с Ним связь, что положительно повлияло на раскрытие их творческого потенциала. Дети проявляли интерес к внутреннему миру каждого. Они «засияли» как звезды на небосводе, раскрываясь все больше и больше.
Мы, поняли, что эти люди не безнадёжны. Они закрылись от этого общества, но они хотят быть в этом обществе. Им, необходимо, чтобы, кто-то поощрял их, говорил им, что они нужны, и о том, что их любят. И чтобы это сказал посторонний человек. Основным элементом их деятельности была любовь. Стало ясно, что нужны волонтеры, которые могли бы активизировать их творческих потенциал своими чувствами. И отнюдь не жалостью к ним, поскольку дети имеют предрасположенность воспринимать жалостливого волонтера как свою собственность, а высшим проявлением сострадания - своей любовью. Для нас важно, что бы такие дети научились гармонично развиваться в нашем обществе. Ведь, если этот процесс остановить, все усилия родителей и педагогов по их социализации окажутся напрасными. При выпадении такого ребенка из общества замирает и останавливается вся его жизнь. Так, как родители сильно загружены бытовыми и материальными проблемами, то создать подходящую среду обитания для своих детей очень трудно. Поэтому, значительная часть инвалидов не готово к самостоятельному проживанию и нуждаются в постоянном социальном сопровождении. Многие из них проживают с престарелыми или хронически больными родственниками. В семьях часто происходит нарушение процесса воспитания (недостаточное внимание; излишнее потакание; гиперопека и т.д.), что приводит к дополнительным трудностям в адаптации к жизни человека. К сожалению, в России отсутствует многопрофильная система, оказывающая социальную помощь и поддержку людям с ограниченными умственными возможностями. В Москве много различных социальных центров и обществ по развитию адапционных возможностей таких инвалидов, но ни одно из них не занимается дальнейшей социализацией взрослых инвалидов. Жизнь детей после 18 лет превращается в процесс самовыживания на основе полученных в детстве знаний. Но, для тех родителей кому знакома эта проблема, становится очевидным, что нельзя останавливать процесс социализации таких детей, а иначе произойдет обратный развитию процесс-это деградация способности к труду и умению о себе заботиться.

И, конечно всех родителей волнует вопрос, как помочь своим детям во взрослом возрасте сохранить социальную защищенность и возможность полноценной жизни в социальной среде, а не в психоневрологическом интернате. Зная сложившуюся ситуацию в нашем обществе по отношению к инвалидам с психофизическими нарушениями развития, мы готовы проявить любовь к ним через организацию совместных встреч, проведения творческого летнего отдыха, экскурсий и др. мероприятий, направленных на самореализацию таких особенных детей.


















Верх страницы


RingNet © 2003