В поисках идентичности
(Возможен ли диалог Русской православной церкви с греко-католиками?)

Украинские греко-католики переносят свой духовный центр из Львова в Киев, "мать городов русских". Тем самым они недвусмысленно заявляют о намерении повысить свой статус и из региональной церкви превратиться в церковь общенациональную.
Как известно, советская власть запретила унианство, и только в конце 80-х Украинская греко-католическая церковь вернула себе право на существование. Сейчас ее амбиции стремительно растут. Глава УГКЦ кардинал Любомир Гузар намерен создать целую сеть приходов на Востоке, в традиционно православных областях.
Это намерение вызывает тревогу со стороны православных церквей мира, включая вселенский Константинопольский патриархат. Недавно Русская православная церковь выступила с резким заявлением, в котором говорится, что "стремление греко-католиков перенести резиденцию своего главы в Киев свидетельствует об экспансии, которая подрывает православно-католический диалог". Эта тема была поднята и на встрече в Москве председателя Папского совета по содействию христианскому единству кардинала Вальтера Каспера и председателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла. Митрополит Кирилл высказался против придания УГКЦ статуса патриархата, чего добивается Любомир Гузар.
В свою очередь Ватикан, не желая портить отношения с православием, сдержанно относится к униатской инициативе, что создает известное поле напряжения между Римом и Львовом. Так, после московской встречи Синод греко-католиков заявил, что постановление о переносе кафедры было принято "согласно нашим канонам, и не нуждается в одобрении Папы".
Амбиции УГКЦ возникли не на пустом месте. По сравнению с православной церковью, униаты более активно занимаются социальной работой и образованием. И это дает им больше шансов в конкурентной борьбе по привлечению новых верующих. Дело, однако, не только в конкурентоспособности, но и в административном ресурсе, активно задействованном в западных областях Украины. Здесь "москали" - верующие Украинской православной церкви - находятся под жестким административным прессингом. Во Львове православная епархия уже 15 лет безуспешно добивается разрешения на строительство храма (существующая церковь XIX века не может вместить всех молящихся). В этом году львовская община собрала около 3200 подписей под петицией о выделении земли под храм и отправила ее в горсовет. Ответа так и не поступило. Верующие УПЦ выражают опасения, что после переноса греко-католической кафедры в Киев львовский стиль управления религиозными делами возобладает и в столице Украины.
Эти опасения обоснованы. С политологической точки зрения украинский униатский проект выгоден новому государственному образованию. Ведь именно униатство в его галицийском изводе дает украинским гражданам "самостийную" религиозную самоидентификацию, чего не скажешь о чистом католичестве и чистом православии. Поэтому украинские власти сильно заинтересованы в новом религиозном проекте, даже с учетом того, что его воплощение - задача не сегодняшнего дня, ведь греко-католиков на Украине не более 10 процентов.
В свое время уния насаждалась путем политического давления и репрессий. Но Православная церковь выжила - во многом благодаря мирянским движениям, деятельности православных братств, активно занимавшихся просветительской работой. Сегодня в Русской православной церкви (и органично связанной с ней Украинской) огромную силу набрал фундаментализм, который, кроме всего прочего, уничтожил многие здоровые силы внутри церковной ограды - те силы, без которых "сопротивляемость" православия заметно уменьшилась. Сам же фундаментализм, при всех своих агрессивных жестах, не может противостоять внешнему давлению, и далеко не случайно принадлежащие к нему околоправославные организации постоянно ищут опору в тех или иных политических силах (часто маргинальных). Можно только сожалеть, что не образование и укрепление церковности, но мракобесие и ксенофобия, политпросвет в духе "Запад всегда старался духовно поработить нас..." все чаще выступают в качестве пытающихся сопротивляться экспансии униатства православных сил.
Перед православной церковью - и в России, и на Украине - жестко стоит вопрос о необходимости обновления. Он касается не только внутрицерковных реформ, но и религиозной политики. "Богословие конфронтации" в делах религиозно-политических становится все менее и менее эффективным. На повестке дня встает вопрос о "богословии диалога", об отстаивании своих позиций не столько политическими, сколько церковными средствами. К сожалению, конфронтационный дискурс лежит в основе и многих жестов греко-католиков, вступивших в жесткую игру за "символический капитал". И все-таки это не значит, что диалог с ними не возможен в принципе.

Борис Колымагин


Верх страницы


RingNet © 2003      
Используются технологии uCoz