Человек в пространстве языка

А все-таки жаль, что церковным топ-менеджерам не хватило духа во время оно покаяться в своих связях с КГБ. Глядишь, одним крючком у кремлевских кукловодов сегодня меньше бы оказалось, компромат оказался бы нужен разве что историкам. Да и на душе у самих "церковников" как-то поспокойней стало. А так - и смех, и грех.
Вот руководитель Сретенского монастыря на Лубянке о. Тихон (Шевкунов) (был рукоположен уже после падения советской власти) заявил о намерении построить на территории обители храм Новомучеников и Исповедников Российских "на Крови". Похвальное намерение, но возникает вопрос: кто пролил эту кровь, достоин ли скомпрометировавший себя общением с чекистами человек выстроить такой храм? Не кощунство ли это? Разве "духовник Путина" покаялся, например, в гонениях на "либеральные" общины (он водворился в обители после изгнания оттуда прихода о. Георгия Кочеткова)? Да и нетрудно догадаться, за счет каких связей батюшка занял свой пост, на каких людей опирался при раскрутке гонений на "кочетковцев".
В этом смысле примером для подражания, конечно, остается бывший глава литовского православия митрополит Хризостом (Мартишкин). Не побоялся ведь владыка публично признаться в своих связях с карательными органами, попросил прощения, сказав: ""Если я что-то и делал, работая с ними, то исключительно в стратегических целях, спасая церковь". И церковный народ его простил и признал. Никаких потрясений не произошло. Наоборот, Церковь укрепилась.
Конечно, пример Хризостома (чокнутый Хризи, как назвал его один из приближенных патриарха Алексия II) был бельмом на глазах у топ-менеджеров. Не потому ли его убрали, когда архиерей достиг своего 75-летия?
Как бы там ни было, Хризостом успел многое сделать, его продолжают любить в народе, и иначе не зовут, как "наш владыка". В этом автор этих строк убедился во время посещения Свято-Духова монастыря в самом центре литовской столицы. В Вильнюсе действуют и другие православные храмы, привлекающие своей красотой и ухоженностью. В этом заслуга митрополита Хризостома. Вот св. Параскевы Пятницы, где Петр Первый крестил легендарного предка Александра Пушкина Ганнибала, вот святителя Николая, вот совсем новый Екатерининский…
Православная церковь растет и укрепляется, хотя, наверное, русским и белорусам - основным носителям православия - приходится в Литве совсем не просто. По некоторым признакам Вильнюс можно назвать форпостом Запада, его первым бастионом. На улицах города много улыбок, цветов, красочного разнообразия. И в то же время заметна тяжелая работа по возведению оборонительных укреплений. В городе практически исчез русский язык. Его нет ни в подписях к музейным экспонатам, ни в меню, ни в указателях достопримечательностей. С молодежью приходится общаться, в основном, на английском. И хотя пожилые люди доброжелательно объяснят вам по-русски как добраться до нужного места, скоро такой роскоши, возможно, уже не будет.
И все-таки не зря Литовское государство позиционирует себя как место диалога Запада и Востока. Чем дальше продвигаешься в глубь страны, тем сильнее меняется атмосфера. В Каунасе, например, многие молодые люди понимают по-русски. Местный университет регулярно проводит конференции "Человек в пространстве языка", на которые съезжаются ученые из Польши, Германии, Латвии, России и других стран. Интересно, что в этом году большой десант высадился из Тбилиси. Именно там находится сейчас "беженский" Сухумский университет, представители которого приняли деятельное участие в мероприятии. Принял участие в конференции также руководитель ФХПМ Сергей Ильич Матвеев. Он выступил с докладом "Язык вражды в религиозных СМИ и пути его преодоления".
У истоков каунасского университета стоит знаковая фигура Льва Платоновича Карсавина, высланного Лениным из СССР. К слову, в этом году исполняется 60-летие со дня смерти профессора в недрах ГУЛАГа, и литовская сторона принимает деятельное участие в установке нового памятника на его могиле в Абези. Карсавин прекрасно писал по-литовски и по-русски. В лагере, например, он сделал комментарий на "Отче наш" по-литовски. А когда кто-то из сидельцев попросил его сделать перевод, он написал совершенно новый комментарий - уже на русском языке.
Фигура Карсавина возвращает нас к теме памяти и противостояния тоталитаризму. В Литве в публичном пространстве совершенно исчезла советская символика, осталась только в заархивированных файлах - нам об этом приходится только мечтать. Литовские историки не боятся обращаться к темным страницам своего прошлого. Недавно они установили имена свыше тысячи литовцев, которые принимали участие в геноциде евреев в годы Второй мировой войны. В Литве чтят память репрессированных, пострадавших от советской и нацистской власти. Достаточно сказать, что в Вильнюсе существуют музей толерантности и музей КГБ. Последний расположен в здании, где пытали заключенных. У нас тоже есть подобный музей в Москве. Но не в застенках Лубянки. Оно и понятно. В Литве бывшие агенты КГБ сидят тихо, кто-то из них даже не испугался публично покаяться. А у нас - живут припеваючи, кошки на душе не скребут, да еще хвастаются советским прошлым.
Вроде бы старая тема - покаяние. Но что делать, если для России она продолжает оставаться актуальной. Совсем немногие люди продолжают ставить вопрос о смысле "драмы русской истории". Но в оценке тоталитаризма в российском обществе сегодня нет консенсуса.
Церковь что-то делает для увековечивания памяти Новомучеников, жертв ГУЛАГа, устами митрополита Илариона (Алфеева) выступает за десталинизацию. И все же, все же, все же…

Борис Колымагин








Верх страницы


RingNet © 2003      
Используются технологии uCoz