Генриетта Астафьева

От  педагогики к святости: жизненный путь святителя Василия Кинешемского

Начало пути
Епископ Кинешемский Василий (в миру Вениамин Сергеевич Преображенский) родился в 1876 году в г. Кинешме Костромской губернии (ныне Ивановской области) в семье священника Сергия и его жены Павлы и своим христианским воспитанием целиком был обязан родителям.
Будущий святитель окончил Кинешемское духовное училище, Костромскую духовную семинарию, поступил в Киевскую духовную академию, которую закончил в 1901 году со степенью кандидата богословия. По окончании академии был определен преподавателем в Воронежскую духовную семинарию. В Воронеже Вениамин пробыл до 1910 года.

Педагогическая система на основе скаутского движения Британии, адаптированная для России 
Зная в совершенстве как древние, так и новые европейские языки В. Преображенский для более углубленного изучения европейской культуры уехал в Англию и в 1910-1911 гг. прожил в Лондоне. Там он познакомился с английским опытом скаутского движения, слушал лекции Баден-Пауэлла, основателя мирового скаутского движения. После возвращения в Россию Преображенский поступил преподавателем  иностранных языков и всеобщей истории в Миргородскую мужскую гимназию, а в 1914 г переехал в Москву и устроился преподавателем латинского языка в Петровской гимназии. Преподавание настолько его увлекло, что он окончил педагогический институт, приготовившись окончательно к профессии педагога.
По итогам двухлетнего изучения английской культуры, знакомство будущего святителя со скаутингом приносит русскому скаутизму два замечательных труда. Это его книга «Бой-скауты. Практическое воспитание в Англии по системе «скаутинг» сэра Роберта Баден-Пауэлла» (1915 г) и книга В.С. Преображенский, В.А. Попов «Бой-скауты. Руководство самовоспитания молодежи по системе «скаутинг» сэра Роберта Баден-Пауэлла применительно к условиям русской жизни и природы» (1917 г).
В 1914 году В. Преображенский предпринял специальную поездку в Англию, где провел некоторое время в летнем скаутском лагере. По итогам  поездок  В. Преображенский пришел к следующей мысли: «Основная задача скаутизма состоит в воспитании характера, то есть активности и эмоций, и в этом смысле скаутская система представляет ценное дополнение к существующей школьной системе, носящей, по преимуществу, рассудочный характер. Школьное обучение неизбежно выдвигает на первый план рассудочную деятельность, ставя активность и развитие эмоций лишь во вторую очередь, а при таких условиях идеал гармоничной личности не может быть осуществлен».
Необходимость воспитания воли и моральных эмоций особенно остро чувствуется в русском обществе. В скаутизме мы встречаемся в первый раз с попыткой решить практически  в широком масштабе задачу огромной важности: вопрос о народном воспитании. Громадная масса детей остается вне всякого планомерного, положительного воспитательного воздействия, и единственным воспитательным фактором для них является среда и случайности жизни, часто грубой и вредной по своему влиянию. Именно для этих детей скаутизм стремится создать среду и обстановку с целью помочь детям стать честными, бодрыми, здоровыми людьми и хорошими гражданами.

Октябрьский переворот 1917 года
В октябре 1917 года в Москве большевики устроили переворот. Картины братоубийственной борьбы, когда с обеих сторон проливалась кровь русских людей, главным образом молодежи, до такой степени потрясли душу Преображенского, что он уже не мог дальше оставаться в Москве и жить своей обычной жизнью. Он осознал, что обязан, как окончивший Духовную академию, стать священником и позаботиться о духовном просвещении народа. В. Преображенский ушел с должности преподавателя и уехал к себе на родину в Кинешму.

Духовное просвещение народа
В  октябре 1917 года В. Преображенский поступил псаломщиком в Вознесенскую церковь у себя на родине в Кинешме. Вениамин Сергеевич  много проповедовал в храмах Кинешмы и ее окрестностях и стал активно создавать православные кружки по изучению Священного Писания. В начале 1918 года власти запретили преподавание Закона Божия в школах. В.С. Преображенский стал собирать детей в Вознесенском храме.
В возрасте 45 лет (1920 г) Вениамин Сергеевич Преображенский был рукоположен в сан священника в г. Костроме  митрополитом Серафимом (Мещеряковым), а затем принял постриг с именем Василий – в память Василия Великого. 19 сентября 1921 года был хиротонисан во епископа Кинешемского, викария Костромской епархии. Рукоположенный во епископа, он усилил подвижнические труды. Отказавшись от какой бы то ни было собственности, он поселился на окраине города в маленькой баньке, стоявшей на огороде у вдовы-солдатки Анны Андреевны Родиной. Никакого имущества или обстановки у святителя не было. Спал он на голом полу, положив под голову полено. Помимо ежедневных церковных служб, во время которых он обязательно проповедовал, святитель исповедовал, обходил дома всех нуждающихся в его помощи со словом утешения, посещал монастыри и основанные им кружки, разбросанные по епархии (их было более 10).

Аресты и ссылки
Меньше 2 лет прослужил святитель на кафедре, и 10 мая 1923 года был арестован и сослан в Зырянский край в поселок Усть-Кулом на 2 года. В мае 1925 г ссылка закончилась, и владыка Василий возвратился в Кинешму. Церковь в Кинешме стала быстро расти. На Рождество 1926 г власти, обеспокоенные ростом и укреплением Церкви, потребовали, чтобы епископ покинул город. Владыка уехал в деревню Анаполь. Потом были Вязники, снова Кинешма, а в июне 1927 года владыка приехал в Кострому, где прожил около года. В августе 1928 года епископ вернулся в Кинешму, был арестован и сослан на Урал. Вернувшись из трехлетней ссылки, святитель 2 года провел в Орле, откуда власти выслали его в Кинешму. Вскоре он был вновь отправлен в лагерь, находящийся недалеко от Рыбинска. В январе 1938 года был освобожден из лагеря, жил в Рыбинске, затем в селе Котово Ярославской области. Создал небольшой религиозный кружок, тайно служил в небольшом храме, который был устроен в бане. 5 ноября 1943 года вновь был арестован, заключен в ярославскую внутреннюю тюрьму. В январе 1944 г доставлен в Москву, во внутреннюю тюрьму НКВД, затем в Бутырскую тюрьму. Был приговорен к 5 годам ссылки.  Отправлен по этапу в тюрьму г. Красноярска, затем отправлен в далекое село Бирюлессы, где в следующем году скончался.

Канонизация

5 (18) октября 1985 года были обретены честные останки святителя. В июле 1993 года они были перенесены в Свято-Введенский женский монастырь города Иваново. В августе 1985 года Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II благословил местное почитание святителя Василия. Важнейший печатный труд его жизни: «Беседы на Евангелие от Марка».






Верх страницы


RingNet © 2003      
Используются технологии uCoz