Международный фонд христианского просвещения
 

Сергей Матвеев, Фонд христианского просвещения и милосердия им. свт. Луки (Войно-Ясенецкого)
 
Старцы и о. Сергий Булгаков о страдании.

Для рассмотрения этой темы, я взял наиболее близких к нам по времени старцев, это оптинские старцы, св. Силуан Афонский и свт. Феофан Затворник. Их писания, а также «Дневник духовный» о. Сергия Булгакова легли в основу этих размышлений.
О причинах человеческих страданий подвижники веры судят с точки зрения Предания и Писания. Они говорят о грехопадении Адама и Евы, после которого в  человеке душевность возобладала над духовностью. Дух хоть и был тот же, но без власти. Как говорит Феофан Затворник «дух зазнался и засвоевольничал» (1). За это, пишет далее святитель, он и потерял власть и попал под владычество души и тела и всего внешнего. Отсюда смятение душевно-телесных потребностей и желаний и особенно их безмерность. Эту безмерность сообщает им от себя дух, ими порабощенный. Сами по себе эти потребности уравновешенны. То, что они меры не имеют, - это от того, что дух бушует в них, ибо у него по природе энергия безграничная. Человек после грехопадения приходит в свет только с семенем всех страстей – самолюбием, а саможаление и самоугождение есть прямое свидетельство, что в сердце преобладает эгоизм, а не искание воли Бога. Чтобы измениться в сторону праведности, надобно снять с себя покров греха – изгнать из души беспечность, нечувствие, самообольщение, рассеянность и многозаботливость, надо отсечь все порочные наклонности, и наконец самое главное изгнать самолюбие – самоотвержением.
Старцы в своих письмах к духовным чадам всегда стремились открыть духовный смысл страданий, определить для них правильное направление мыслей и поступков, исходя из Евангелия и Книг Ветхого Завета. Если тебе тяжело, говорили они, то это не случайно. Это Господь послал тебе горе, а что кому послать знает один Господь. Осмотрись и увидишь может быть благие о тебе намерения Божии в постигшей тебя скорби: или грех какой-нибудь хочет очистить Бог, или от дела греховного отвести, или дать тебе возможность показать свое терпение и верность Ему, или Он Сам желает показать потом на тебе  величие Своего милосердия. Св. Феофан в одном своем письме писал: «Если же не усмотришь, что именно хочет тебе даровать Господь через твое горе, - возбуди в сердце своем общее неразмышляющее верование, что все от Бога и все идущее от Него, служит во благо нам … терпи и верь, что тот, кого он наказывает, тот у Него как Сын» (2). А  оптинский старец Амвросий писал: «На земле предписано нам иметь скорбные испытания, как сказано самим Господом: «в мире скорбны будете». Слова эти ясно показывают, что хотя бы все места целого мира исходи, без скорбного положения нигде не найдешь. Всякий христианин чем-либо да испытывается: один бедностью, другой болезнью, третий разными нехорошими мыслями, четвертый какими-либо бедствиями или уничижениями, а иной разными недоумениями. И этим испытывается твердость веры, и надежды и любви Божьей, то есть к чему человек более склоняется, более прилепляется и стремится ли к трансцендентному Богу или пригвожден к земному, чтобы человек – христианин – через подобные испытания сам видел, в каком положении он находится и невольно смирялся. Потому что без смирения все дела наши суетны» (3).
О смирении как главного качества жизни писали многие христиане. О.
Сергий Булгаков в своем «Дневнике духовном» замечает, что только страданием и смирением приобретается право несебялюбивой, несамоуслаждающейся, но подлинной жертвенной любви (4).
Старец Силуан Афонский также много уделял внимания этому качеству. Все люди, писал старец, на земле неизбежно несут скорби, и хотя невелики те скорби, которые посылает нам Господь, но людям они кажутся непосильными и сокрушают их, но это потому, что не хотят они смирить свою душу и предаться на волю Божью (5). Ведь кто предался на волю Божью по мысли старца Силуана, тот ни о чем не скорбит, хотя бы он был болен и беден и гоним. Его душа знает, что Господь милостиво печется о нас. Господь любит людей, но посылает им скорби, что бы люди познали немощь свою и смирились , и за смирение свое приняли Св. Духа. Иной много страдает от бедности и болезней, но не смиряется и потому без пользы страдает. А кто смиряется, тот всякой судьбой доволен.
Отец Сергий говорил о приучении себя смиряться перед фактом, как пред волей Божией о себе, но не смиряться ни перед каким греховным фактом в себе, его надо непременно искоренять. Старец Силуан  из своего опыта пишет: «Когда Духом  Святым познал я Господа, то душа моя предалась Богу, и все, что со мной скорбного случается, принимаю и говорю : Господь смотрит на меня чего мне бояться?».
По словам старцев и о. Сергия, страдания также необходимы нам для научения искренней и действенной молитвы. Так, старец Силуан приводит один случай. Как-то понравившемуся ему военному он сказал, что для того, чтобы того миновали скорби, пусть он больше молится. Военный ответил, что война его научила молиться и показал как он молиться. По положению тела старец понял, что он действительно умеет молиться. Горе и опасности многих научили молиться. О. Сергий Булгаков указывал на необходимость любви к труду молитвы. Он говорил, что ни в коем случае нельзя уступать лености, только так можно приобрести плод молитвы и почувствовать обновление души и ее легкость и наконец узнать свой путь в мире.
Но не одними скорбями ведет Господь к добру и тогда уместна молитва «Благостью твоею, Господи, научи меня оправданиям твоим». Однако старцы находят, что для нравственного совершенства гораздо лучше вести жизнь среди лишений. Почему эта мысль звучит у всех наших старцев? Они исходя из своего опыта и опыта апостолов и святых, и основываясь на новозаветных словах «Отец милосердия и Бог всякого утешения –Бог, Которого существо в том и состоит, чтобы изливать одни щедроты и утешения, ибо Он есть сама любовь» (6). Выходит, что и скорбь – от Бога, она ведет в дальнейшем к утешению. Из посланий ап. Павла это хорошо видно, где он пишет – у нас скорби с избытком, так и утешения с избытком. Именно это чувство, что страдая за Христа все страдания покрываются утешением с избытком и давало им право это утверждать и призывать к этому всех христиан.
Отчего у современных людей много тяжелых мыслей? Оттого, что мы всю заботу о себе берем на себя. А тут все рвется, ни в чем нет прочности, нет ни в чем благонадежности. Вот и гадает человек, как бы все упрочить и укрепить.
О. Сергий Булгаков в своих дневниках отмечал необходимость не уделять много внимания своим делам и думать как они разрешатся, а лучше твердо знать как поступить сегодня и искать свой путь среди открытых возможностей. Если весь мир построен на идее Креста, если печати мировых событий отверзает Агнец закланный, то скорби являются для нас знаком присутствия Бога. По мысли о. Сергия, скорби должны составлять и составляют отличительную черту истинного пути жизни.
Но значит ли это, что надо отвергать любую помочь человеческую, в том числе и помочь врачей? Конечно,  нет, и старцы об этом пишут в своих писаниях неоднократно.  Так преп. Амвросий пишет: «Полечиться не мешает, и различные скорби и неудобства переносить следует. Одно другому не препятствует. Докторское лечение телу помогает, а претерпение многоразличных скорбей и неудобств приносит пользу душевную» (7). Старцы указывают, что болезнь переносить есть немалый труд и болезни телесные нужны для очищения плоти, а болезни душевные через обиды и поношения нужны для очищения души. Таким образом, болезни и неприятности посылаются нам к пользе душевной, и прежде всего к смирению нашему, к тому, чтобы жизнь свою вести более осмотрительно и рассудительно. О. Сергий Булгаков писал о необходимости всегда поддерживать в себе бодрость и свежесть духовную, так как уныние и упадок сил подстерегает человека на каждом шагу и против этих недугов нужно накапливать ее запас и умножать в себе силы жизни. Одни надеются устранить все неприятности и распутать все сложности своими способами, а участие Бога в нашей жизни во внимание не принимают. Другие же не надеются на свой только ум, и хотя  не отвергают человеческое участие, но реального избавления ждут только от Бога, потому и обращаются к нему во всех случаях – и больших и малых. Вот эти-то одни и действуют правильно, пишет Феофан Затворник (8).  
В чем же, по словам старцев, цель жизни? Говоря словами преп. Феофана Затворника, чтобы Господь во что-либо поставил несомые нами труды и благодарить, что есть что понесть. С радостью надо принимать всякую неприятность, как врачество, подносимое самим Господом (9). На окружающих надо смотреть, по учению старцев, как на орудие Божие во благо нам и за ними всегда видеть руку Божию, нам помогающею. И за все надо говорить: слава тебе Господи! Но надо стараться, чтобы чувство благодарности было не только на языке и в мысли, но и в чувстве.  Преп. Феофан Затворник учит, что надо положить законом 1. Всякую минуту ждать неприятность, и когда придет, встречать ее, как долгожданную гость.2. Когда делается что – то противное воле, готовое огорчить и раздражить, скорее бежать вниманием к сердцу и сколько можно, напрягаться и не допускать возродиться плохим чувствам, напрягаться и молиться. Надо положить, если можно ничего не говорить и не делать, пока не выгонишь этих недобрых чувств, если же нельзя ничего не говорить и не делать, надо стараться говорить по заповеди Божьей: кротко и тихо, будто ничего не было. 3. Всякое ожидание прекращения такого порядка жизни выбросить из головы, а определить себя на неприятности до конца жизни и это очень важно. Если этого не будет, терпение установиться не может. А терпение дает вкусить доброкачественность жизни по вере, как она успокоительна и отрадна, несмотря на внешние трудности и скорби. Именно она удерживает нас на выбранном пути, не будь этого удержания верующий при первом натиске со вне отступил бы с пути веры. 4. К этому надо приложить – держать любовный взор, любовный тон речи, любовное обращение и, главное всегда избегать каких-либо напоминаний к тем, кто относился к вам несправедливо. Также надо помнить, по замечанию Феофана Затворника, что когда в начале все хорошо, жди чувствительных прискорбностей, и прискорбности эти бывают тем чувствительнее, что встречаются после приятного (10).
И в заключение приведем примеры советов, которые дают старцы при различных искушениях и скорбях.
Общее правило молитвы гласит: молитва только по привычке, без сокрушения сердца о грехах неугодна Богу. Наиболее известно правило оптинского старца Амвросия:  в скорби читать псалмы 3,53,58,142,101, в искушениях псалмы 36,26,90,39. Он же учил при скорбях прибегать в молитве к Богородице: «Немоществует тело, немоществует и душа моя, к Тебе прибегаю Благодатной, надежда ненадежных. Ты мне помоги». А если есть время, то читать канон к Божьей Матери и по 6 песне, прилагать акафист «Всех скорбящих радость» и отыскать духовника поопытней и исповедовать все грехи от 7 лет. При тоске класть 33 поклона с молитвою «Господи Иисусе Сын Божий помилуй меня грешного». В неопределенном положении тверди 39 псалом. В болезни от душевного потресения (от обмана) прибегнуть к целителю Пантелиимону и преп. Моисею Угрину (11).
Старец Силуан советует: «Всякая душа, смущенная чем-нибудь, должна вопросить Господа и Господь вразумит. Но это главным образом в час беды и смущения, а так обычно надо спрашивать духовника, ибо это смирение. Знай порядок духовной жизни: дары даются смиренной послушливой душе, кто послушлив и во всем воздержен – в пище, в слове, в движениях, тому Сам Господь дает молитву» (12).
Старец Амвросий в  своих советах указывает: «Читайте письма оптинского старца Макария, не сомневаюсь, что в них найдете себе обильное назидание и утешение в ваших скорбях и разрешение встречающихся вам недоумений» (13).
Преп. Никон (Беляев) пишет: «Чтобы легче переносить страдания, надо иметь веру крепкую, горячую любовь ко Господу, не привязываться ни к чему земному, всецело предаваться воле Божьей. Если хочешь избавиться от печали, не привязывайся сердцем ни к чему и ни к кому. Печаль исходит от привязанности  к видимым вещам» (14).
Преп. Амвросий Оптинский наставляет: «Советую почаще и подолгу читать Евангелие, особенно от Иоанна. Читать так, чтобы только свои уши слышали, понимаешь, не понимаешь – читай. Благодатное слово Евангельское сильно прогнать скуку и уныние и успокоить тебя, только читай побольше и подольше, признавая всякое искушение попущением Божиим к испытанию тебя». Здесь стоит сделать небольшое пояснение. В современном литературоведении немало говорится о важности взгляда на предмет. Например, когда мы смотрим на полет бабочки, мы думаем о ней, о цвете ее крыльев, о всем, связанном с полетом. Направить взгляд собеседника в нужную сторону – большое искусство, и святой обладал им в полной мере.
Из дневников о. Сергия Булгакова видно, что ему помогало выйти из состояния депрессии лицезрение красоты, о чем он упоминает после знакомства в Стамбуле с храмом Святой Софии (16). Он  указывал, что не надо поддаваться страху, даже страху безысходности, ибо отовсюду есть исход на крыльях веры, а самое опасное и подозрительное это – успех, даже не сам успех, а расслабляющая и тлетворная жажда успеха. Сам о. Сергий прошел трудный и радостотворный путь скорбей и страданий. И на этом пути обрел полноту жизни и радость творчества.

1). Свт Феофан Затворник. «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться». http://azbyka.ru/otechnik/?Feofan_Zatvornik/chto-est-dukhovnaja-zhizn-i-kak-na-nee-nastroitsja=20
2). Свт Феофан Затворник. «Созерцание и размышление». http://www.pagez.ru/olb/feofan/index.php?id=111
3). Преподобный Амвросий Оптинский. Полное собрание писем. Переписка с мирскими лицами. http://www.golden-ship.ru/_ld/7/748_-3.htm
4). Протоиерей Сергий Булгаков. «Дневник духовный». М.: Православный общедоступный университет, 2003.
http://krotov.info/library/02_b/ul/gakov_s_001.htm
5). Архимандрит Софроний Сахаров. «Старец Силуан Афонский». http://krotov.info/library/18_s/ah/arov_sofr_10.htm
6). 2 Кор. 1.3.
7). Поучения Оптинских старцев. http://www.optina.ru/lection/88/
8). Свт Феофан Затворник. Толкование на 118 псалом. http://www.biblioteka3.ru/biblioteka/feof_zatv/tolkovanie-na-118-psalom/txt23.html
9). Свт Феофан Затворник. Письма. http://www.biblioteka3.ru/biblioteka/feof_zatv/pisma2/txt01.html
10). Свт Феофан Затворник. Письма. http://ni-ka.com.ua/index.php?Lev=fzletrve
11). Преподобный Амвросий Оптинский. Полное собрание писем. Переписка с мирскими лицами. http://ni-ka.com.ua/index.php?Lev=amvrosiyopt2
12). Архимандрит Софроний Сахаров. «Старец Силуан Афонский». http://krotov.info/library/18_s/ah/arov_sofr_10.htm
13). Преподобный Амвросий Оптинский. Полное собрание писем. Переписка с мирскими лицами. http://dugward.ru/library/svotech/amvrosiy_evangel_zapovedi_dany_vsem.html
14). Преп. Никон Оптинский. Письма. http://www.optina.ru/starets/nikon_life_short/
15). Преподобный Амвросий Оптинский. Полное собрание писем. Переписка с мирскими лицами. http://ni-ka.com.ua/index.php?Lev=amvrosiyopt3
16). Булгаков С.Н. Автобиографические заметки. Дневники. Статьи. – Орел, Издательство Орловской государственной телерадиовещательной компании, 1998. Стр. 125 – 131.



Верх страницы


RingNet © 2003