В Москве прошли образовательные чтения «Брак, семья и общество»
Москва,
7 июня, Благовест-инфо.
Четвертые образовательные чтения «Брак, семья и общество» открылись
в Москве 6 июня. Организаторы мероприятия -- Фонд христианского
просвещения и милосердия им. свт. Луки Войно-Ясенецкого, Московское
отделение Всероссийского общества «Красный Крест» и Музей акционерного
дела и финансовой истории. Открыл конференцию директор фонда
Сергей Матвеев.
С докладом, посвященным таинству брака, а именно «открытости
и закрытости в таинстве брака», выступил преподаватель Школы
добровольцев милосердия, кандидат филол. наук Алексей Костромин.
Отметив, что семья переживает кризис (больше 50 % браков распадается
через год), докладчик попытался разобраться – в чем его причина?
И что может в данном случае сделать общество? По его мнению,
общество бессильно, когда речь идет о «ядре брака – межличностных
отношениях». Сейчас, отметил он, исключено не только влияние
общества на брак, но и даже влияние семьи. Пример тому – заключение
браков без родительского благословения, чего раньше «невозможно
было представить». Отчасти это является следствием длительной
борьбы «против принудительных браков». Даже в семье о. Алексея
Мечева, рассказал докладчик, было отступление от благословения.
Тем не менее, считает А. Костромин, воздействовать на формирование
здравого отношения к браку можно. Во-первых, созданием особой
атмосферы, стремлением донести до человека духовное знание
о происхождении брака. Также молодому человеку важно видеть
образцы – в семье, в окружающей жизни, в культурной среде.
Тем не менее, человек находится «под влиянием пропаганды».
Кризис брака, убежден докладчик, связан с вопросом о происхождении
человека. Внушение, что человек произошел от животного, предполагает
поставить на первое место «удовлетворение физиологических
потребностей», а брак – на второе. Другое ложное внушение
молодому человеку – «ты только сам можешь сделать выбор» -
спекуляция «на самости человека, его независимости». Поэтому
важно, считает А. Костромин, вместе со свободой предоставить
и «просвещение», - например, предложить подборку материалов
о таинстве брака, о том, «как это решалось в православной
традиции». В этой связи А. Костромин выразил сожаление, что
в православии «все силы были направлены в монашество, а тематика
брака выпала, благодать Христова не преображала эту сферу».
Брак рассматривался с ветхозаветной точки зрения. «Только
во Христе можно не только вернуться к первозданному образу
брака, но и к святости в браке», -- отметил докладчик. В качестве
примера пути к святости в браке А. Костромин привел семью
о. Алексея Мечева.
В защиту «принудительных браков» выступил священник Георгий
Андриевский (Пермь). По его мнению, необходимость налаживать
жизнь с чужим человеком, уступать друг другу, начинать жизнь
с послушания, с жертвы, - все это приводило к тому, что «в
дальнейшем Бог давал любовь этим людям и эти браки были крепкими».
Преподаватель
духовных основ милосердия в Школе добровольцев милосердия
В. Зима выступил с докладом «Образцы брака и семьи в христианском
предании». Он подчеркнул, что говорить можно только о браке
в христианском понимании, - в котором сами родители являют
пример христианского отношения к браку. Вывод, сделанный В.
Зимой, состоит в следующем: идеалом брака является не только
деторождение, но и совместное отношение супругов друг к другу.
Иначе говоря, в православном учении брак имеет две цели, не
связанные друг с другом: рождение и воспитание детей, и помощь
супругов друг другу на пути в Царствие Небесное. Понимание
брака как только деторождения является неправильным, отметил
В. Зима. Брак без детей «не будет умаленным». Брак -- это
единство супругов, стяжание образа и подобия Божия на пути
в Царствие Небесное. «Брак – это школа любви», -- подчеркнул
докладчик. Он привел примеры совместного исповеднического
подвига (жития свв. Адриана и Наталии, Тимофея и Мавры); примеры
иноческого подвига как завершения супружества (Андроник и
Афанасия); примеры святости, связанные с воспитанием детей
(св. равноапостольная Нина, просветительница Грузии); подвига
жены и матери (св. Нонна, мать св. Григория Богослова; св.
Эмилия, мать св. Василия Великого). Из русских святых докладчик
остановился на именах свв. Петра и Февронии, Кирилла и Марии
(родителей преп. Сергия Радонежского), а также великой кн.
Елизаветы Федоровны.
Сотрудник Школы добровольцев милосердия журналист Борис Колымагин,
выступая в дискуссии, отметил, что приведенные в докладе примеры
показывают либо иноческий путь, либо подготовку к нему - примеров
же брака и семьи, т.е. жизни «малой церкви», в предании нет.
Проблема брака, связанная с реальной тканью брачных отношений,
с аскезой, - «не акцентируется никак». На сегодняшний день
предание не дает нам твердой опоры, как можно строить брачную
жизнь, считает журналист.
Борис Колымагин выступил с докладом, посвященным взаимоотношению
отцов и детей, в котором указал на проблему «номинального
отцовства», стоявшую особенно остро в советское время. Сейчас,
по его мнению, ситуация начинает меняться: в «пространстве
общей судьбы начинает работать общий фактор, традиция».
Конференция продолжила работу 7 июня. В программе запланированы
выступления С. Матвеева, И. Заикановой, Е. Соколинской, о.
Георгия Андриевского.
Елена Бажина.
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=20990
|