В Москве прошли образовательные чтения «Брак, семья и общество»

Москва, 7 июня, Благовест-инфо. Четвертые образовательные чтения «Брак, семья и общество» открылись в Москве 6 июня. Организаторы мероприятия -- Фонд христианского просвещения и милосердия им. свт. Луки Войно-Ясенецкого, Московское отделение Всероссийского общества «Красный Крест» и Музей акционерного дела и финансовой истории. Открыл конференцию директор фонда Сергей Матвеев.

С докладом, посвященным таинству брака, а именно «открытости и закрытости в таинстве брака», выступил преподаватель Школы добровольцев милосердия, кандидат филол. наук Алексей Костромин. Отметив, что семья переживает кризис (больше 50 % браков распадается через год), докладчик попытался разобраться – в чем его причина? И что может в данном случае сделать общество? По его мнению, общество бессильно, когда речь идет о «ядре брака – межличностных отношениях». Сейчас, отметил он, исключено не только влияние общества на брак, но и даже влияние семьи. Пример тому – заключение браков без родительского благословения, чего раньше «невозможно было представить». Отчасти это является следствием длительной борьбы «против принудительных браков». Даже в семье о. Алексея Мечева, рассказал докладчик, было отступление от благословения. Тем не менее, считает А. Костромин, воздействовать на формирование здравого отношения к браку можно. Во-первых, созданием особой атмосферы, стремлением донести до человека духовное знание о происхождении брака. Также молодому человеку важно видеть образцы – в семье, в окружающей жизни, в культурной среде. Тем не менее, человек находится «под влиянием пропаганды». Кризис брака, убежден докладчик, связан с вопросом о происхождении человека. Внушение, что человек произошел от животного, предполагает поставить на первое место «удовлетворение физиологических потребностей», а брак – на второе. Другое ложное внушение молодому человеку – «ты только сам можешь сделать выбор» - спекуляция «на самости человека, его независимости». Поэтому важно, считает А. Костромин, вместе со свободой предоставить и «просвещение», - например, предложить подборку материалов о таинстве брака, о том, «как это решалось в православной традиции». В этой связи А. Костромин выразил сожаление, что в православии «все силы были направлены в монашество, а тематика брака выпала, благодать Христова не преображала эту сферу». Брак рассматривался с ветхозаветной точки зрения. «Только во Христе можно не только вернуться к первозданному образу брака, но и к святости в браке», -- отметил докладчик. В качестве примера пути к святости в браке А. Костромин привел семью о. Алексея Мечева.

В защиту «принудительных браков» выступил священник Георгий Андриевский (Пермь). По его мнению, необходимость налаживать жизнь с чужим человеком, уступать друг другу, начинать жизнь с послушания, с жертвы, - все это приводило к тому, что «в дальнейшем Бог давал любовь этим людям и эти браки были крепкими».

Преподаватель духовных основ милосердия в Школе добровольцев милосердия В. Зима выступил с докладом «Образцы брака и семьи в христианском предании». Он подчеркнул, что говорить можно только о браке в христианском понимании, - в котором сами родители являют пример христианского отношения к браку. Вывод, сделанный В. Зимой, состоит в следующем: идеалом брака является не только деторождение, но и совместное отношение супругов друг к другу. Иначе говоря, в православном учении брак имеет две цели, не связанные друг с другом: рождение и воспитание детей, и помощь супругов друг другу на пути в Царствие Небесное. Понимание брака как только деторождения является неправильным, отметил В. Зима. Брак без детей «не будет умаленным». Брак -- это единство супругов, стяжание образа и подобия Божия на пути в Царствие Небесное. «Брак – это школа любви», -- подчеркнул докладчик. Он привел примеры совместного исповеднического подвига (жития свв. Адриана и Наталии, Тимофея и Мавры); примеры иноческого подвига как завершения супружества (Андроник и Афанасия); примеры святости, связанные с воспитанием детей (св. равноапостольная Нина, просветительница Грузии); подвига жены и матери (св. Нонна, мать св. Григория Богослова; св. Эмилия, мать св. Василия Великого). Из русских святых докладчик остановился на именах свв. Петра и Февронии, Кирилла и Марии (родителей преп. Сергия Радонежского), а также великой кн. Елизаветы Федоровны.

Сотрудник Школы добровольцев милосердия журналист Борис Колымагин, выступая в дискуссии, отметил, что приведенные в докладе примеры показывают либо иноческий путь, либо подготовку к нему - примеров же брака и семьи, т.е. жизни «малой церкви», в предании нет. Проблема брака, связанная с реальной тканью брачных отношений, с аскезой, - «не акцентируется никак». На сегодняшний день предание не дает нам твердой опоры, как можно строить брачную жизнь, считает журналист.

Борис Колымагин выступил с докладом, посвященным взаимоотношению отцов и детей, в котором указал на проблему «номинального отцовства», стоявшую особенно остро в советское время. Сейчас, по его мнению, ситуация начинает меняться: в «пространстве общей судьбы начинает работать общий фактор, традиция».

Конференция продолжила работу 7 июня. В программе запланированы выступления С. Матвеева, И. Заикановой, Е. Соколинской, о. Георгия Андриевского.

Елена Бажина.

http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=20990

Верх страницы


RingNet © 2003      
Используются технологии uCoz