27-28
марта в Перми состоялась конференция "Новые религии и новая
религиозность", организованная Пермским филиалом Института
философии и права УрО РАН и Московским религиоведческим обществом.
В работе конференции принял участие генеральный директор Фонда
Сергей Матвеев.
Свой доклад он посвятил влиянию восточных практик на формирование
новой религиозности внутри Русской православной церкви. В частности,
он остановился на таком явлении, как младостарчество.
По мнению докладчика, новые религиозные движения внутри православия
не несут серьезной опасности государству. Их члены, как правило,
законопослушны и являются исполнительными работниками. Они не
пью, не курят, не имеют вредных привычек и вполне лояльны к
существующему строю. В каком-то смысле, новая религия "собирает"
их, делает цельными людьми. И в этом ее заслуга. Однако слепое
подчинение авторитету может привести к неадекватным социальным
действиям, вроде ухода в пещеры и сидении в них в ожидании конца
света, как это случилось с "пензенскими сидельцами".
"Понимание Церкви как народа Божия в общении, размышления
о свободе и личностном росте оказываются вне формата новой религиозности
внутри церковной ограды.
И мы сталкиваемся с парадоксальным явлением. Мы наблюдаем процесс
слияния двух взаимоисключающих друг друга духовных парадигм.
Чем это слияние станет для религиозной жизни завтрашней России?"
- таким, отнюдь не риторическим вопросом, закончил свое выступление
Матвеев.
Глава Московского религиоведческого общества Ивар Максутов тему
своего выступления обозначил как "Техномагия: трансформация
магии в пост-современном мире?". Докладчик коснулся вопроса
техники в религиозном пространстве. Он обратил внимание на такие
явления, как на метафизические действа с компьютером. Если он
не работает, его выключают и снова включают. Машины крестят.
Системный администратор порой используют бубны в своей практике
и т.д.
Сотрудница Пермского филиала Института философии Светлана Рязанова
рассказала об изменении религиозности в Пермском крае. Здесь
религиозность становится больше женской, чем мужской. Это касается
не только традиционных конфессий, но и НРД. Исключение - неоязычники,
где мужчины пользуются непреклонным авторитетом.
На конференции также прозвучали доклады Андрея Никифорова "Конструирование
религии средствами медиа как ключевая характеристика новой религиозности",
Дмитрия Горюнова "Новые религии Пермского края", Ксении
Зверевой "Архетипы в современной кельтской мифологии",
Павла Костылева "Методологические проблемы изучения религиозного
опыта нового типа".
|
|