Леонид Василенко

Общность духовного пути

14 февраля 1999 г. скончался о. Жак Лев - известный французский католический священник и миссионер. Много лет он трудился среди рабочих во Франции, среди бедняков разных стран мира, среди тех, кто был обойден вниманием Церкви, но нуждался в том, чтобы им было принесено Слово Божие.
Неоднократно бывал о. Жак Лев в России. Точнее, в СССР. С 1977 по 1982 гг. он приезжал сюда целых пять раз. Правда, в качестве цели путешествия приходилось называть туризм. Бывал у прихожан о. Александра Меня. О. Жак полюбил Россию, и эти встречи стали радостью его сердца. Не обошлось и без хулы в его адрес со стороны тех новообращенных московских католиков, которые тяготели к изоляционизму и отвергли его любовь к православию и дух христианского универсализма. Но многие верующие до сих пор с благодарностью помнят, сколь живыми и светлыми по духу могут явить себя приехавшие в Россию католики, которыми движет подлинная любовь. Встречаясь с московскими христианами, о. Жак убедился, что невидимый Бог сохранил в России, как и во многих других местах, "малый остаток" - вопреки всем попыткам государственного безбожия выжечь из сердец человеческих всякую память о Нем. А там, где есть "малый остаток", там есть место и надежде на то, что у страны есть будущее.
Жак родился 31 августа 1908 г. в Клермон-Феране на юге Франции в семье врача. Тот отдал сына учиться к протестантам. Но миновать погружения в неверие ему там не удалось. И все-таки Жак пришел к вере в сознательном возрасте, более того, 29 октября 1939 г. стал священником.
С 1941 г. началось его сотрудничество с о. Лебре - доминиканцем, основателем католического социального движения "Экономика и гуманизм". Вокруг него собралась удивительная по тем временам группа католиков, она не замыкалась на себя, на свою особую церковную жизнь и среду, удобную и привычную, а стремилась убедительно являть подлинное христианству человеку труда, нести ему Слово Божие, добиваться социальной справедливости для тружеников и бедняков. Для этого нужно было входить в их нелегкую жизнь, понимать и принимать таких людей в полноте их жизни - человеческой, экономической и общинной. Никто не вправе - ни марксисты, ни кто-либо еще - отрывать тружеников от Христа. Так говорил о. Лебре, который и поручил о. Жаку комплексное изучение города Марселя, в частности - порта.
Для настоящего знакомства с людьми, решил Жак, недостаточно читать книги и разбираться в статистике, а нужно стать портовым рабочим. 1 января 1941 г. он вышел на работу в доки. Поначалу думал ограничиться временем, необходимым для составления социологической анкеты: недель пять-шесть или, возможно, несколько месяцев. Но он остался там более чем на 12 лет. В доках он не только трудился руками, но и осуществлял пастырское и миссионерское служение среди рабочих.
Здесь, как он говорил спустя годы, вслед за встречей с Богом состоялась встреча с Человеком. О. Жак организовал движение "Докеры Марселя" и "Марсельскую миссию". Он хотел принадлежать докерам по образу жизни, принимать участие в их каждодневных нуждах и тревогах, разделить "общность судьбы" с теми людьми, которым нужно донести Евангелие. И не оставаться в стороне от жизненных нужд тех, кто трудится, борется за свои права и утверждает достоинство труженика. Общность судьбы, говорил он впоследствии, означает "быть счастливыми вместе или быть несчастными вместе. Общность судьбы возникает, когда люди разделяют единство жизненного опыта, когда они подвергаются одинаковому риску, имеют одни цели". Это не подражание другу, не вынужденное сосуществование рядом, а действительное взятие на себя серьезных обязательств по отношению к другим и за других перед Богом: "Общность судьбы состоит в том, чтобы броситься в воду к людям, которые там отбиваются, но необходимо плавать лучше, чем они. Иначе никого мы не спасем, но зато станет одним утопленником больше". В основе общности судьбы, должна быть, разумеется, милосердная любовь.
К о. Жаку стали присоединяться другие священники. Образовалось движение "Священники-рабочие", которое насчитывало до 40 чел. Так прошло 12 лет. Был серьезный практический результат: в 1947 г. был принят закон, обеспечивавший докерам гарантированный заработок. Это позволило пролетариям превратиться в уважающих себя людей, имеющих хорошую профессию докера, приличный заработок, защищенность прав и статус в обществе. Был и другой результат - духовный: те, кто нес Евангелие в рабочую среду, обнаружили, что бедняки и труженики по-своему евангелизировали и самих миссионеров, помогали им понять всю реальную действенность Слова среди всех трудностей социальной жизни, заново пережить истину Евангелия.
В 1954 г. все же было решение Св. Престола о прекращении этой миссии из-за того, что некоторые ее участники чрезмерно втянулись в профсоюзное движение и политическую борьбу на стороне левых. Некоторые, к сожалению, пошли на это вместо того, чтобы давать свидетельство веры и правды вопреки тому духу ненависти, который навязывали рабочим коммунисты. Свидетельство веры, свидетельство единства с братьями и с Богом превращалось в контрсвидетельство единства уже совсем без Бога. Некоторые забывали не только о священническом долге, но и о каждодневной молитве. Тогда о. Жак, подчинившись решению, организовал в 1955 г. другое движение с теми же задачами - "Рабочие миссии св. ап. Петра и Павла". Трудился вначале в Марселе и Тулузе, а с 1963 г. - в Бразилии. В 1965 г. Ватикан одобрил устав этой миссии и предоставил ей статус апостолического института.
Служение Слова развернулось не только в городах Франции и трущобах Сан-Паоло в Бразилии, но и в Монреале, Токио, Камеруне и в других местах. Для миссии понадобилось много служителей Слова, и в 1969 г. о. Жак организует Школу веры во Фрибурге (Швейцария). С 1973 г. он только ею уже и занимается, поскольку Школа стала готовить служителей Слова не только для этой миссии, но и для других церковных организаций.
В каком русле шла духовная подготовка в этой Школе? Сначала помогали будущему служителю утвердиться на позиции доверия к жизни, на чувстве надежности того, что творит Бог в истории во всем разнообразии человеческих ситуаций. Помогали прочно укрепиться на позиции добра, определиться в верности добру и Богу, чтобы затем трезво и ясно понимать, в чем состоит неверность, трусость, глупость, ложь, отщепенство... Понимание этого было необходимо для того, чтобы бесстрашно встретить искушения зла и суметь найти, что же реально можно изменить в жизни в лучшую сторону.
Дух мира сего предлагает искушение, привлекающее своей обманчивой простотой и ясностью: ты никогда не увидишь Бога и будешь вполне счастлив, тебе незачем хотеть Его видеть. Не нужна поэтому, говорят искусители, и чистота сердца: "Да здравствуют сердца нечистые, сердца порочные, сердца, ставшие обиталищем демонской нечисти!.. Разумеется, те, кто считает себя еще христианином, этого не говорят, но именно так выражается их внутренний выбор!", - так резюмировал о. Жак суть этого искушения. Он видел, сколь многие из номинальных христиан отдаются ему, заражаются желанием иметь богатство, влияние и власть, становятся трусливыми и оправдывают то зло, с каким легко мирятся. Многие думают лишь о том, чтобы выжить в ужасном мире, а не о том, чтобы жить достойно имени человека. И здесь о. Жак воздает должное позиции Александра Солженицына "жить не по лжи": это всецелая верность христианина Истине. Без личной верности христианина Истине теряется контакт с Богом, утрачивается возможность реального духовного, а значит и жизненного выхода из наших тупиковых ситуаций.
О. Жак умел трезво смотреть на вещи. Он говорил о том, что люди веры, люди Церкви, призванные быть "солью земли", заразились практическим неверием и живут как все. Бог в их жизни если и явлен, то не более чем ритуально. Они не берут на себя серьезных обязательств перед Богом, и это прекрасно видят окружающие, те, кто вне Церкви. Действие Бога в мире блокируется полуверой таких людей - они противятся тому, чтобы быть проводниками Его воли. В современном мире, где о Боге не вспоминают и почти не говорят, такая полувера практически ничем не лучше откровенного неверия: решения и действия полуверующих и неверующих имеют мотивы чисто человеческие. Духовное оздоровление верующих - вот в чем смысл труда тех, кто заканчивает Школу веры и идет к людям. И нужно самим быть духовно здоровыми, чтобы оздоровлять других, а для этого вначале иметь мужество признать себя не совсем здоровыми и доверить себя Богу, который силен оздоровить любого, сколь угодно немощного христианина.
"Единственный возможный ответ - сделать реальным присутствие Бога", - так писал о. Жак. Миру нужны люди Божии - те, кто являют реальность присутствия Бога и свидетельствуют о духовном призвании человека. Это люди, которые непрестанно пребывают под взглядом Божиим и просто "ходят перед Богом", как это делали великие библейские праотцы. Именно чувство действенного присутствия Бога в жизни, чуткость к Его Слову, чувство служения Богу, умение распознавать Его волю в каждодневной практической жизни - вот на что прежде всего ориентирует Школа веры. Есть великое чудо воздействия на окружающую жизнь того человека, который живет в Боге. К этому должен придти каждый лично, но не в одиночестве, а в единстве с теми мужчинами и женщинами, кого Бог собрал для общего дела - свидетельства любви и правды Христовой несмотря на все различия и разногласия между ними.
В эти годы о. Жак много писал. В 1958 издательство Cerf выпустило его первую книгу "Если бы вы знали дар Божий", в 1959 - "Дневник рабочей миссии" (Livre de Vie, Seuil), в 1964 - "Как бы видя Невидимого" (Cerf), в 1969 - книгу "Я искал в ночи" (Cerf). В 1970 увидела свет книга "Иисус, называемый Христом" (Fayard), получившая Большую Католическую Премию. В 1971 - "Отверстые небеса" (Cerf). В 1975 - "Великие учители молитвы" (Fayard). В 1978 вышли книги "Притчи и прибаутки" (Cerf), "История Церкви" (с М. Меслином, Fayard), "Будьте Моими учениками" (Fayard-Mame).
О последней из этих книг хотелось бы сказать несколько подробнее, поскольку высказанные в ней мысли чрезвычайно актуальны для современного российского христианского общества. О. Жак Лев любил говорить о Церкви как о народе Божием, охваченном духом братской любви. Но Церковь - это также и великая древняя Традиция, которая "не привязана к обычаям, к тем костюмам, в которые, если можно так сказать, одевают ее разные эпохи", это Традиция вечно обновляющаяся и в то же время верная Господу, создавшему ее.
В каком направлении нужно ждать ее духовного обновления в наше время? - задавал себе вопрос о. Жак. И отвечал: в восстановлении общинных основ церковной жизни, в воссоздании внутри Церкви микроструктуры малых общин, в которых каждый человек, обратившийся ко Христу, нашел бы единых в Духе братьев и сестер, в среде которых он достигал бы христианской зрелости и становился бы служителем Христовым. Это не упраздняет приходов, но вносит в их жизнь личностную и общинную выраженность - соотносит через эти группы жизнь каждого члена Церкви со всецелой Церковью. "Общность судьбы" или общность духовного пути, успешный опыт совместного разрешения жизненных проблем на этом пути - отличительная черта тех, кто объединяется в таких общинах, где взаимная ответственность и поддержка духовно претворяются в христианское единство. Для этого нужно, конечно, немало времени и труда. Но Сам Иисус принял общность судьбы с нами, вплоть до смерти на Кресте, чтобы мы обрели ее с Отцом Небесным. Иисус дает нам высший образец общности судьбы со всем человечеством, но без всякой солидарности во грехе.
Малые группы нужны для того, чтобы через них по-настоящему воцерковлялись те, кто лично встретил Христа и отозвался на Его призыв жить в Церкви согласно Его заповедям. В малых группах каждому дается реальный шанс становиться на путь подлинного ученичества Христова. В них же духовно формируются те, кто сможет со временем выйти на миссионерское служение и создавать новые малые группы там, где их прежде не было.
Раньше нужда в малых группах была не столь острой, потому что в традиционных обществах вера просто наследовалась через семью, школу и общество, единодушное в своей конфессиональности. Так было в старых аграрных цивилизациях.
Не следует, подчеркивал о. Жак, смотреть на такую наследуемую веру свысока. Нужно уважать ее представителей, их верность и их свидетельство, ценить то единодушие в вере, которое умели веками сохранять традиционные общества. Но мы живем в кризисное время быстрых изменений, когда уже нет былого единодушия и не приходится рассчитывать на его возврат. Во всем мире происходит переход от относительно стабильной аграрной цивилизации к мобильному постиндустриальному обществу, для которого характерны плюралистичность убеждений, верований и культур, различие интересов разных групп, раздробленность власти, открытость, ориентация на профессионализм и пр. В таких обществах тоже встречается унаследованная вера прежнего типа, но сравнительно редко. Все большую роль играет вера, добытая как результат духовного поиска и личного усилия.
Нет смысла тратить время на оплакивание потерь тех возможностей, которые давало Церкви традиционное общество. Нужно использовать положительные возможности нового общества, потому что они дают шанс углубления веры. Нет уже большого общества единодушно думающих и верующих, но можно и нужно создавать небольшие группы, где будут достигаться единство веры, чувство взаимной сопринадлежности и общность служения, при умении ценить различия в жизненных путях, мышлении и культуре каждого из их участников: "Именем Евангелия мы должны принять несхожесть... Нужно уметь принять ее и одновременно поглотить, чтобы найти истинные и глубокие точки сходства, которые помогут нам придти к солидарности".
В 1982 г. о. Жак удалился от активной жизни в аббатство Сито в Бургундии, затем - в аббатство Тамье в Альпах и к Отшельникам Марии (Пертус). Он продолжал писать. 1986 отмечен книгой "Мой Бог, в Котором я уверен" (Fayard-Mame), а 1987 - книгой "Жизнь с великими учителями молитвы" (Fayard). В 1988 о. Жак получил Большую Премию Католической литературы за книгу "Счастье быть человеком" (Centurion). В 1991 переехал в траппистский монастырь в Эшурньяк на юге Франции около Бордо для глубокого молитвенного сосредоточения. В 1992 опубликовал книгу "Иисус, где Тебя искать?" (Le Livre Ouvert). А в 1994 увидела свет последняя вышедшая из под его пера книга - "Жить по Евангелию с Мадлен Дельбрель" (Bayard-Centurion).


Верх страницы











RingNet © 2003      
Используются технологии uCoz