Владимир Гаина

Забытый русский философ


5 февраля 1919 года в Сергиевом Посаде скончался русский религиозный философ, литературный критик и публицист Василий Васильевич Розанов.
Страдающий от голода, незадолго до смерти он продиктовал своей дочери Надежде записку.
"Лидочке Хохловой. Милая, дорогая Лидочка. С каким невыразимым счастьем я скушал сейчас кусочек чудного хлеба с маслом, присланного Вами из Москвы с Надей.
Спасибо Вам и милой сестрице Вашей. Я хочу, чтобы где будет сказано о Розанове последних дней, не было забыто и об этом кусочке хлеба и об этом кусочке масла.
Спасибо, милая. И родителям Вашим спасибо. Спасибо. Благодарный Вам - В. Розанов. Эту записку сохраните".


Записку Лидия Дементьевна Хохлова, позже Баранова, сохранила. А вот о самом Розанове после революции почти ничего не упоминалось, не говоря о том, что не было опубликовано ни строчки из его исследований. Да это было и невозможно. В справочной литературе советского периода упоминания о нем носили исключительно отрицательный характер.
Лишь в последние годы появились небольшие ростки интереса к творчеству Розанова, его наследию.
В.В. Розанов практически не прочитан и не изучен советскими и современными российскими исследователями. Публиковать его начали, и то довольно робко, лишь последние десять-пятнадцать лет. Журнал "Наше наследие" в 1-м номере за 1989 год одним из первых (а может быть, и первый) опубликовал фрагменты исследования Розанова о литературе и литературности "Опавшие листья". Розанов словно остаётся где-то на обочине широкого пути философской мысли, не исследованный, непонятый и очень далёкий, словно какой-то музейный экспонат.
Интересно будет перелистать страницы его жизни и творчества.
Василий Васильевич Розанов (18561919) вошёл в историю отечественной культуры как писатель, философ и публицист. В 1882 году после окончания Московского университета начал преподавать в провинциальных гимназиях, хотя мог сделать карьеру на учёной стезе. Период учительствования продлился у него целых тринадцать лет. В 1886 году удалось на собственные средства, с трудом выкроенные из жалованья, издать в Москве в количестве 600 экз. книгу
"О понимании. Опыт исследования природы, границ и внутреннего строения науки, как цельного знания". Успеха работа не имела и была понастоящему замечена современниками спустя примерно полтора десятилетия.
В 1890х годах Розанов выступает как журналист в таких "благонамеренных" изданиях, как "Русский вестник", "Русское обозрение", "Журнал Министерства народного просвещения" и других.
К 1898 году сближается с Н.Н. Страховым и издателем "Нового времени" А.С. Сувориным. Основные направления розановской публицистики связаны с вопросами народного образования. Это и не удивительно. За тринадцать лет работы учителем Розанов приобрёл колоссальный опыт в этой области. Не из научных трактатов, книг в тиши кабинета, а непосредственно из жизни, собственной практики черпал он знания о педагогике. Писал он также о проблемах семьи, брака и пола.
Вскоре В.В. Розанов становится деятельным членом Петербургского Религиознофилософского общества. Цель его заключалась в поиске путей к единению духовной и светской культур в России.
В 1910е годы выходят в свет розановские книги "Тёмный лик. Метафизика христианства" (1911), "Люди лунного света" (1912), "Уединённое" (1912), "Опавшие листья" (1913, 1915).
Наконец разнообразные порывы мятущейся души, эмоции, пронзительная откровенность выплеснулись на страницах последней работы философа "Апокалипсис нашего времени" (1917).
В архиве упоминавшейся выше Л.Д. Хохловой-Барановой мы находим обращение Розанова к современным ему литераторам. Он говорит о том, что мир становится холоднее и забота литераторов - предупредить этот холод, перестать ссориться, быть светлыми духом. И в заключение: "Всегда помните Христа и Бога нашего. Поклонитесь Троице безначальной и живоносящей и изначальной".
Высоко оценил в 1913 году Александр Блок "Опавшие листья" (первая часть) в обращении к начинающему поэту: "Прочитайте "Опавшие листья" Розанова. Удивительная книга".
Сразу после революции Розанов, живший в Москве, поселяется у философа и теолога Флоренского в монастыре Св. Георгия в городе Сергиев Посад. Приблизительно через год после переезда, в ноябре 1918 года, у Розанова произошло резкое ухудшение здоровья, а через три месяца его не стало.
Похоронили философа на кладбище Черниговского монастыря недалеко от Троице-Сергиевой лавры. На могиле философа, как сообщает П. Флоренский, был воздвигнут крест с надписью из последней работы покойного "Апокалипсис нашего времени": "Праведны и истинны все пути твои, Господи".
Можно без преувеличения сказать, что, к сожалению, творчество философа не изучено не только более-менее основательно, а даже поверхностно. Более того, нет даже элементарного понимания построения розановского отношения к жизни, творчеству и, главное, религии. В написанное им надо вникать, осмысливать, а не просто читать и делать скоропалительные выводы, которые нередко сводились к следующему: не понял - значит, это глупость.
Время глубокого понимания В.В. Розанова ещё не пришло, он всё так же где-то очень далеко и кажется даже специалистам чем-то чуждым, совершенно непонятным. При его упоминании порой люди эрудированные нередко просто жмут плечами. Будем надеяться, что в будущем Василий Васильевич Розанов займёт своё достойное место среди философов, литераторов и публицистов прошлого России.
На фото: дом В.В. Розанова в Сергиевом Посаде.

Источник: газета "По Ярославке" (г. Королев), №3, 2004. http://mosoblpress.ru/yarosl/show.shtml?d_id=3710




Верх страницы











RingNet © 2003      
Используются технологии uCoz