Архимандрит Виктор (Мамонтов)

Проповедь в Светлую Субботу 7 мая 2005 года
Евангелие от Иоанна гл. III, 22-36

Христос воскресе!!!

Мы слышали отрывок из Евангелия от Иоанна это глава третья с 22-ого стиха по 36-ой о крещении, которое совершал Иоанн и ученики его, и Иисус Христос. Иоанн должен был приготовить путь Сыну Божию, он начинал свою проповедь с призывом покаяться: "Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное". То же самое говорил и Иисус Христос, начиная свою проповедь. И покаяние означало изменение своей жизни: если ты шел от Бога, то ты должен был повернуться и идти к Нему, к своей Жизни. И Бог - источник жизни, сама Жизнь, и прийти к Богу это означает начать жить. Жить не биологической жизнью, природной, а жизнью духовной, жизнью вечной. И Иоанн понимал, что он не имеет того, что имеет Иисус Христос, того дара, который есть жизнь Иисуса Христа - это дар Святого Духа. И поэтому он только крестил водою, его крещение было крещением покаяния, а дать вечную жизнь, соединить со Христом человека он не мог. И поэтому он говорит о том, что Тот, Кому он приготавливает путь, Приходящий свыше есть и выше всех, а сущий от земли земной есть и говорит, как сущий от земли. И Иисусу Христу должно было расти, а Иоанну умаляться. Дух Святой принимается человеком тогда, когда его сердце открывается Богу, когда он познакомится с Ним, потому что нельзя полюбить того, кого не знаешь, а Христос сделал все возможное, чтобы ученики увидели Его любовь, увидели, что Он - Жизнь, и что животворящая сила, то есть Дух Святой в Нем живет всегда. И этот животворящий Дух, Дух без которого человек не может жить, без которого человек мертвеет. А когда Дух Жизни, Дух Святой вселяется в него, а мы это просим в молитве Святому Духу: "прииди и вселися в ны и очисти ны от всякия скверны и спаси, Блаже, души наши", если Он вселяется, человек становится иным. В Духе Святом все люди - миротворцы. Если человек принял духа злобы, духа разрушения, то он не может быть миротворцем, он не может творить жизнь и способен только все разрушать. И людям очень не нравится общаться с теми, кто приняли духа злобы, иногда говорят: "ну, сегодня шеф не в духе", то есть придя на работу люди чувствуют себя очень неуютно, когда начальник ругается, конфликтен, когда он грубит, безразличен к тому, с кем обащается и не смотрит на человека, как на человека, а как на функцию какую-то. И это все тогда, когда человек не имеет Духа Жизни, а Он нужен каждому человеку. Иисус Христос говорит: "Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные и Я успокою вас". И мир душевный - естественное состояние нашей души, и когда его нет, то нам плохо и поэтому пожелание мира есть самое лучшее пожелание. Его надо не только услышать, но стараться и принять этот мир. В грязный сосуд не наливают чистую воду, так и Дух Святой не может войти в нас, а мы все - сосуды Святого Духа, если мы себя загрязнили: если мы играли с грехом, уступили греху, не противились злу и становимся таким грязным сосудом. И это нас беспокоит, это терзает нашу душу. Как грязь на лице, она всегда вызывает желание быстрей побежать и умыться, потому что неприятно, когда наше лицо нечисто, так и когда наша душа нечиста, когда она засорена, нужно стремиться очиститься и не просто в своем покаянии сказать: "я сделал то-то и то-то", а дать обещание не играть с грехом, потому что покаяние истинное означает перемену, то есть: "я больше не служу тому, кто меня обольстил, обманул, это дьявол, а я хочу служить только Христу". Потому что служить дьяволу - это разрушать себя, лишать себя Жизни. И когда человек поймет, что природная жизнь и он сам себе не может дать животворящей силы, то есть Духа Святого, он Его ищет. Этот Дух подается нам свыше через Христа. Христос имеет этого Духа, Он живет Им. И когда мы ищем Духа Святаго, это означает, что мы хотим жить жизнью Христа, и это самое святое желание, самое высшее желание - жить жизнью Христа. Это не значит, что все будет спокойно, все мирно, у некоторых людей есть предрассудок о том, что "вот я крещусь, и у меня все в жизни будет прекрасно: и на работе, и со здоровьем, и материальный достаток поправится". Но жизнь христианина - это жизнь скорбная, трудная, тесный узкий путь, гонения, поношения, лишения. Христиане в этом мире, как мусор и они не занимают никаких видных мест, и не стремятся, потому что их жизнь - это Христос и к Нему можно прийти только тогда, когда мы пройдем эти испытания, и испием чашу страдания. Как золото выплавляется в горниле, так и душа человеческая должна выплавиться в этом горниле страданий, и об этом сказано в Священном Писании и в книгах Ветхого Завета, в учительных книгах. Находясь в Церкви Христовой мы понимаем эту тайну жизни, что страдания мы должны уметь переносить, чтобы они нас не задавили, чтобы не впали в отчаяние. Святые отцы говорили о том, что вода, если поместить ее в узкую трубочку поднимается вверх, так и душа наша поднимается к Богу, когда мы все терпим ради Христа, ради вечной жизни и понимаем , что эти страдания целительны для нашей души. Как сказала та женщина, которую я уже не раз упоминал в своих разговорах о страданиях, умирая от рака, став верующим человеком, и понимая что она не уничтожается через эту болезнь и смерть, она дочери своей сказала: "откровенно говоря я не хотела бы выздороветь, я боюсь потерять то, что мне Господь открыл во время болезни". Тело съедал рак, а к душе он не мог прикоснуться, и душа человеческая не умирает вместе с телом. И по ее словам видно, что она познала ту тайну, которую знали святые отцы и должен знать каждый христианин, помня заповедь Его, Христа: "в мире будете скорбны, но мужайтесь, Я победил мир". Он не сказал, что будете в мире покойны и благополучны, но скорбь эта превратится в радость. Как женщина когда рожает терпит лютую скорбь, а когда родится ребенок, она не помнит себя от радости. Так наша душа, пройдя этот скорбный земной путь жизни, живя в теле, когда разлучится она увидит Господа, познает эту тайну, не так как мы сейчас знаем, мы ее знаем отчасти, а полнее. Смысл нашей жизни заключается в том, чтобы одухотвориться, обожиться, то есть соединиться с Господом и в этом единении пребывать всегда, то есть не изменять Господу. Он ищет верных чад и верность это добродетель. Мы Ему верны, когда любим Господа и знаем, что Его любовь неизменна, что Он не ставит нам никаких условий: "если ты хорошо будешь себя вести, Я тебя буду любить, если ты не делаешь зла, Я тебе что-то дам". Господь любит нас такими, какими мы есть, конечно, не за наши грехи, а любит в нас тот образ Божий, который в каждом из нас имеется и который должен быть виден в этом мире. Покойный Владыка Антоний всегда говорил так, вы все знаете его слова: "если люди этого мира не увидят в глазах хотя бы одного человека сияние вечной жизни, они не придут к Богу". Господь хочет, чтобы каждый из нас был таким сиянием, как бы нам ни было трудно, но с Богом все возможно.
Аминь.


Верх страницы


RingNet © 2003      
Используются технологии uCoz