Людмила Вязмитинова
Стихи из глубин сердца.
Духовная поэзия вписалась в Биеннале
Прошедший фестиваль Биеннале поэтов в Москве продемонстрировал,
что нынешнее литературное пространство в общем и целом представляет
из себя единую структуру, опирающуюся на сложившуюся систему
литературных клубов и вобравшую в себя практически все заслуживающее
внимание. Так, в рамки Биеннале среди самых разнородных мероприятий
вписался и прошедший 29 сентября в бывшем Георгиевском клубе
(в помещении Союза литераторов) вечер духовной поэзии, организатором
которого стал Борис Колымагин, в недавнем прошлом проведший
несколько конкурсов религиозной поэзии, заявленной как поэзия
"духовного поиска".
Открывая вечер, Борис Колымагин подтвердил верность этой
позиции, поставив под вопрос правомерность термина "религиозная"
по отношению к поэзии. По его словам, на это мог претендовать
только Адам до своего изгнания из рая, но после грехопадения
человека можно говорить только об идущих из глубины его сердца
духовных устремлениях к вершинам религиозного переживания.
Схожую позицию выказали и сидящие рядом с Колымагиным в президиуме
главный редактор "Иностранной литературы" Алексей
Михеев и о. Константин (Кравцов). Алексей Михеев заметил даже,
что, по его наблюдениям, чем более склонен поэт к религиозной
семантике, тем хуже у него с духовностью, и это убедило его,
что "духовное чувство прорастает из обыденного человеческого
чувства". О. Константин, участвовавший в вечере и в качестве
поэта, назвал духовную поэзию "поэзией религиозного опыта",
подтвердив это чтением своих стихов, собранных в сборник под
названием "Парастас", что значит "предстояние
Христу".
Думается, что в данном случае правы все трое. Линию о. Константина
продолжила победительница одного из организованных Колымагиным
конкурсов религиозной поэзии Наталья Черных, поэзия которой
тем не менее временами выходит за рамки и темы прямой религиозности.
Но здесь тоже можно говорить о нераздельности духовного переживания
и религиозного опыта. Отчасти это относится и к Елене Лапшиной
и к Светлане Кековой. Эти поэты продемонстрировали необходимость
открытия "глубин сердца" в момент проживания и передачи
в стихах духовного опыта, равно как и необходимость серьезной
эстетической работы. Кстати, этот вечер показал, что религиозная
тематика проникла и в ряды авангардистов: Анна Альчук прочитала
написанные в присущей ей эстетической манере стихи, посвященные
о. Александру Меню.
Справедливость тезиса Алексея Михеева подтвердил Алексей
Корецкий, в стихах которого нет религиозной тематики, но есть
состояние сознания, которое он выразил словами "Черт
с ним, с миром - здешним и нездешним - // Сорвана последняя
печать". Альтернативой этому выглядели вполне пристойно
сложенные тексты о религиозном чувстве и библейских событиях,
которым явно не хватало той самой "сорванности последней
печати" с сердца и сознания. Тем не менее и подобная
поэзия чисто по-человечески вызывает положительное чувство
- искренностью религиозного чувства, а о сроках и путях включения
глубин и высот переживания и его выражения один Господь и
ведает.
http://exlibris.ng.ru/fakty/2005-10-06/2_stihi.html
|