Мифы и правда русского Беломорья
Соловки
- это, может быть, самый емкий образ Русского Севера. С XV
века на "крайсветном острове" возник и вырос монастырь
с образцовым хозяйством и с замечательной храмовой архитектурой.
О монастыре, затерянном в "окияне-море", ходили
легенды. Монастырь - северная крепость. Монастырь - крепкий
хозяйственник. Монастырь - духовный оплот православия и, наконец,
место политической ссылки. Эти клишированные образы дореволюционной
России советское время заменило одним - лагерь особого назначения,
СЛОН.
С возрождением в начале 90-х на острове монашеской общины
стал постепенно оживать и соловецкий миф. На его формирование
работает сейчас множество политических, идеологических и культурных
факторов. Заходит, скажем, разговор о передаче Церкви земельных
угодий, и тут же вспоминаются соловецкие "трудники",
выращивавшие в суровых условиях овощи и фрукты. Совершает
президент РФ визит на остров, и тут же по ассоциации рядом
с ним возникают фигуры самодержцев-реформаторов Петра I и
Александра II, побывавших в знаменитой обители. Вбрасывается
в общественное сознание идея восстановления памятника "железного
Феликса" на Лубянке, и тут же Соловецкий камень - память
о новомучениках - гасит ее.
К культурным факторам, активно работающим на соловецкий миф,
можно отнести книгоиздательскую деятельность Товарищества
северного мореходства, выпустившего, в частности, несколько
книг историка Сергея Морозова ("Постижение Соловков",
"Тогда на Анзерском острове"). Сергей Морозов рассматривает
архипелаг как иконописный образ, как, перефразируя о. Павла
Флоренского, "часть земной действительности, своим строением
возводящей дух к созерцанию таинства".
Мифы, как известно, определяют поведенческие стратегии отдельных
людей и целых сообществ. Соловецкий миф, в рамках которого
исследователь разворачивает свое повествование, существенно
отличается от дореволюционного. "Великодержавность"
мягко выносится за скобки. О восставших против реформ Патриарха
Никона монахах говорится спокойно, взвешенно. Экологические
проблемы ставятся в зависимость от вопросов духовных, а те,
в свою очередь, проецируются в плоскость взаимодействия монастыря
с народом.
К сожалению, морозовский миф сегодня испытывает сильную деформацию.
И связана она с развитием коммерческого туризма, который может
похоронить саму идею Соловков.
Деньги на острове делают буквально на всем. Очень дорогие
экскурсии, прокат, жилье, еда. При этом бизнес практически
не вкладывает средства в развитие архипелага. Что говорить,
если инвесторы при постройке гостиниц даже не удосужились
построить очистные сооружения. В плохом состоянии дороги,
некоторые места рядом с поселком напоминают свалку, а деревянные
постройки, к которым водят туристов, разваливаются на глазах.
На Соловках уже почти сорок лет существует историко-архитектурный
и природный музей-заповедник. Он был образован в 1967 году
специальным распоряжением Совета Министров РСФСР "в целях
сохранения и рационального использования памятников истории
и культуры и природных ландшафтов Соловецких островов".
В 1992 году памятники, входящие в состав музея, были включены
в Список памятников всемирного наследия ЮНЕСКО, а еще три
года спустя Указ Президента РФ № 1219 причислил Соловки к
особо ценным объектам культурного наследия народов Российской
Федерации. При этом, как ни странно это звучит, лишь в 1997-м
музей-заповедник получил статус федерального учреждения культуры.
Несмотря на высокий культурологический статус Соловков, некоторые
его памятники оказались в частных руках. Об этом я узнал совершенно
случайно во время прогулки по дальним скитам. Заглянув в Наумовский
скит, я увидел там коренастого мужчину, обтесывающего жердь.
Рядом стоял внедорожник. На берегу озера лежал готовый к сборке
сруб бани. Из разговора стало ясно, что пустынь находится
в его владении, и что хотя вокруг нее идет тяжба с монастырем,
мужчина уверен, что его летнюю дачу у него не отнимут. Дача,
действительно, хороша. Скитский двухэтажный дом сложен из
огромных бревен, привезенных специально с материка. Несколько
лет для прочности их выдерживали в морской воде. Рядом находится
амбар, построенный из огромных валунов. Конечно, для приведения
построек в порядок требуются определенные вливания. Но нет
сомнения, что все затраты легко окупить. Можно, к примеру,
организовать в доме гостиницу.
От скита в Наумово недалеко до легендарной Секирки. Когда
приближаешься пешком к Секирной горе (большинство предпочитают
добираться сюда на экскурсионном автобусе или на велосипеде),
вдруг на одном из поворотов попадаешь в дореволюционную фотографию.
Низкая, болотистая местность. Дорога выпрямляется и вдалеке
словно маяк (она и исполняла роль маяка) главка церкви. На
Секирную гору, месту казни новомучеников, паломники поднимаются
с молитвой. Здесь в притворе церкви расположена небольшая
экспозиция. В ночь с субботы на воскресенье в храме служится
литургия. Так соловецкий миф и соловецкая реальность сходятся
в одну точку.
И снова расходятся в буднях. Экскурсанты спешат за новыми
впечатлениями. Паломники молятся у святых мощей Зосимы и Савватия
и трудятся "во славу Божию". Этот труд - еще одна
важная часть соловецкого мифа. Мы знаем немало мирянских движений
на Западе у католиков и протестантов, их замечательный опыт
социального служения. Но редко отдаем себе отчет в том, что
подобные движения существовали и в Русской Церкви. К ним можно
отнести житье-бытье богомольцев, приезжавших на Соловки поработать
"для преподобных" год, два, а то и больше.
Между ними возникали действительно тесные, братские связи,
а совместное дело помогало также и духовному росту. Братская
жизнь не просто вносила живую струю в размеренное существование
обители, но и не давала монастырю превратиться в комбинат
ритуальных услуг.
Сегодня на Соловках рука об руку живут музей-заповедник, монастырь
и поселок, имеющий статус исторического поселения. Живут,
может быть, не слишком дружно. Но их жизнь - то реальное наполнение
соловецкого пространства, в котором всякое действие превращается
в символ и созерцание.
|