Мифы и правда русского Беломорья

Соловки - это, может быть, самый емкий образ Русского Севера. С XV века на "крайсветном острове" возник и вырос монастырь с образцовым хозяйством и с замечательной храмовой архитектурой. О монастыре, затерянном в "окияне-море", ходили легенды. Монастырь - северная крепость. Монастырь - крепкий хозяйственник. Монастырь - духовный оплот православия и, наконец, место политической ссылки. Эти клишированные образы дореволюционной России советское время заменило одним - лагерь особого назначения, СЛОН.
С возрождением в начале 90-х на острове монашеской общины стал постепенно оживать и соловецкий миф. На его формирование работает сейчас множество политических, идеологических и культурных факторов. Заходит, скажем, разговор о передаче Церкви земельных угодий, и тут же вспоминаются соловецкие "трудники", выращивавшие в суровых условиях овощи и фрукты. Совершает президент РФ визит на остров, и тут же по ассоциации рядом с ним возникают фигуры самодержцев-реформаторов Петра I и Александра II, побывавших в знаменитой обители. Вбрасывается в общественное сознание идея восстановления памятника "железного Феликса" на Лубянке, и тут же Соловецкий камень - память о новомучениках - гасит ее.
К культурным факторам, активно работающим на соловецкий миф, можно отнести книгоиздательскую деятельность Товарищества северного мореходства, выпустившего, в частности, несколько книг историка Сергея Морозова ("Постижение Соловков", "Тогда на Анзерском острове"). Сергей Морозов рассматривает архипелаг как иконописный образ, как, перефразируя о. Павла Флоренского, "часть земной действительности, своим строением возводящей дух к созерцанию таинства".
Мифы, как известно, определяют поведенческие стратегии отдельных людей и целых сообществ. Соловецкий миф, в рамках которого исследователь разворачивает свое повествование, существенно отличается от дореволюционного. "Великодержавность" мягко выносится за скобки. О восставших против реформ Патриарха Никона монахах говорится спокойно, взвешенно. Экологические проблемы ставятся в зависимость от вопросов духовных, а те, в свою очередь, проецируются в плоскость взаимодействия монастыря с народом.
К сожалению, морозовский миф сегодня испытывает сильную деформацию. И связана она с развитием коммерческого туризма, который может похоронить саму идею Соловков.
Деньги на острове делают буквально на всем. Очень дорогие экскурсии, прокат, жилье, еда. При этом бизнес практически не вкладывает средства в развитие архипелага. Что говорить, если инвесторы при постройке гостиниц даже не удосужились построить очистные сооружения. В плохом состоянии дороги, некоторые места рядом с поселком напоминают свалку, а деревянные постройки, к которым водят туристов, разваливаются на глазах.
На Соловках уже почти сорок лет существует историко-архитектурный и природный музей-заповедник. Он был образован в 1967 году специальным распоряжением Совета Министров РСФСР "в целях сохранения и рационального использования памятников истории и культуры и природных ландшафтов Соловецких островов". В 1992 году памятники, входящие в состав музея, были включены в Список памятников всемирного наследия ЮНЕСКО, а еще три года спустя Указ Президента РФ № 1219 причислил Соловки к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации. При этом, как ни странно это звучит, лишь в 1997-м музей-заповедник получил статус федерального учреждения культуры.
Несмотря на высокий культурологический статус Соловков, некоторые его памятники оказались в частных руках. Об этом я узнал совершенно случайно во время прогулки по дальним скитам. Заглянув в Наумовский скит, я увидел там коренастого мужчину, обтесывающего жердь. Рядом стоял внедорожник. На берегу озера лежал готовый к сборке сруб бани. Из разговора стало ясно, что пустынь находится в его владении, и что хотя вокруг нее идет тяжба с монастырем, мужчина уверен, что его летнюю дачу у него не отнимут. Дача, действительно, хороша. Скитский двухэтажный дом сложен из огромных бревен, привезенных специально с материка. Несколько лет для прочности их выдерживали в морской воде. Рядом находится амбар, построенный из огромных валунов. Конечно, для приведения построек в порядок требуются определенные вливания. Но нет сомнения, что все затраты легко окупить. Можно, к примеру, организовать в доме гостиницу.
От скита в Наумово недалеко до легендарной Секирки. Когда приближаешься пешком к Секирной горе (большинство предпочитают добираться сюда на экскурсионном автобусе или на велосипеде), вдруг на одном из поворотов попадаешь в дореволюционную фотографию. Низкая, болотистая местность. Дорога выпрямляется и вдалеке словно маяк (она и исполняла роль маяка) главка церкви. На Секирную гору, месту казни новомучеников, паломники поднимаются с молитвой. Здесь в притворе церкви расположена небольшая экспозиция. В ночь с субботы на воскресенье в храме служится литургия. Так соловецкий миф и соловецкая реальность сходятся в одну точку.
И снова расходятся в буднях. Экскурсанты спешат за новыми впечатлениями. Паломники молятся у святых мощей Зосимы и Савватия и трудятся "во славу Божию". Этот труд - еще одна важная часть соловецкого мифа. Мы знаем немало мирянских движений на Западе у католиков и протестантов, их замечательный опыт социального служения. Но редко отдаем себе отчет в том, что подобные движения существовали и в Русской Церкви. К ним можно отнести житье-бытье богомольцев, приезжавших на Соловки поработать "для преподобных" год, два, а то и больше.
Между ними возникали действительно тесные, братские связи, а совместное дело помогало также и духовному росту. Братская жизнь не просто вносила живую струю в размеренное существование обители, но и не давала монастырю превратиться в комбинат ритуальных услуг.
Сегодня на Соловках рука об руку живут музей-заповедник, монастырь и поселок, имеющий статус исторического поселения. Живут, может быть, не слишком дружно. Но их жизнь - то реальное наполнение соловецкого пространства, в котором всякое действие превращается в символ и созерцание.


Верх страницы


RingNet © 2003      
Используются технологии uCoz