Есть ли будущее у религии в Европе?
(Московское религиоведческое общество представило сборник
научных работ)
17 декабря в книжном клубе "Liberty.ru / Свободный мир"
состоялась презентация новой книги Московского религиоведческого
общества "Будущее религии в Европе" (под ред. И.Х.
Максутова, О.К. Горевой. - СПб.: Алетейя, 2010), в которой
собраны статьи по итогам VIII конференции МРО с одноименным
названием, прошедшей на Философском факультете МГУ в мае 2009
года.
Во вступительном слове председатель МРО Ивар Максутов сказал,
что тема футурологии для религиоведения не новая и сегодня
достаточно актуальная. Не случайно конференция собрала многих
российских и западных религиоведов и стала местом плодотворных
дискуссий. Религиозная жизнь в европейских странах многообразна,
и она совсем не характеризуется господством одного политкорректного
мировоззрения. У человека есть большой выбор религиозных,
культурных и культурно-религиозных традиций. Но с другой стороны
встает вопрос о том, во что сложится в будущем эта мозаика
мультикультурности и многорелигиозности. Интересно также изучать
безрелегиозность европейцев и соотносить ее с безрелегиозностью
россиян.
По мнению г-на Максутова, одного из составителей книги, Россия
входит в Европу. Поэтому в сборник включены материалы, затрагивающие
российскую специфику. Например, здесь помещены статьи Романа
Коробко (Институт проблем освоения Севера Сибирского отделения
РАН) "Оценка численности прихожан православных церквей
Тюмени", Анны Соколовой (Институт Этнологии и Антропологии
им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН) "Не нами заведено, не нами
кончится: религиозность сельских жителей современной России",
Елены Левкиевской (Институт славяноведения РАН) "Механизмы
неформальной коммуникации в современном православном дискурсе
России" и другие.
Большинство статей сборника касаются христианства и ислама.
И это не удивительно, ведь в обозримом будущем роль религии
в Европе все более и более будет определяться нарастающим
напряжением между христианством, секуляризмом и исламом, подпитываемым
постоянным притоком населения из мусульманских стран. К сожалению,
чисто "исламский блок" книги, несмотря на обилие
докладов на конференции, оказался достаточно скромным. Можно
назвать только работы Дениса Брилева (ГУИиИИ, Донецк, Украина)
"Активизация деятельности международных суфийских организаций)
и Эльвиры Хисматуллиной (Казанский госуниверситет) "Религиозная
толерантность, веротерпимость и воспитание в условиях поликонфессиональной
семьи". Ивар Максутов объяснил это обстоятельство тем,
что авторы не прислали свои материалы.
Также выступающий отметил, что в отношении некоторых работ
у него были сомнения в правомерности их включения именно в
этот сборник. В частности, статьи о визуальной антропологии
Хейко Грюнведеля (Университет Эрлангена, Германия). Но, поскольку
это направление в религиоведении представляется важным, он
пошел на это.
В сборнике представлена 21 статья, причем 5 из них даны на
английском языке без всякого перевода. Составитель высказал
мысль, что это нормально, ведь большинство религиоведов владеют
этим международным языком общения.
Один из авторов сборника, профессор Свято-Филаретовского института
Александр Копировский посетовал на то, что в книге отсутствует
вступительная статья. В то же время он отметил, что здесь
дана объемная картина религии в Европе и книга будет полезна
студентам-гуманитариям.
Светлана Воронина (МГУ), автор статьи "Идея "политического
православия" и ее развитие на территории Украины",
подчеркнула, что сборник снабжен необходимым научным аппаратом
(список литературы к каждой статье, аннотации на английском
языке), одни статьи дополняют другие. В то же время остается
ощущение некоторой фрагментарности. "Это больше чем просто
сборник, но меньше, чем книга", - сказала она.
Отвечая на вопрос генерального директора Фонда христианского
просвещения и милосердия Сергея Матвеева о формате политического
православия на Украине, г-жа Воронина сказала, что этот феномен
относится, прежде всего, к элите и мало затрагивает широкие
массы.
Автор этих строк приветствовал выход книги, но отметил, что
в ней отсутствует чрезвычайно актуальная тема "Религия
и культура". 30 ноября 2010 года был принят скандальный
закон "О передаче религиозным организациям имущества
религиозного назначения, находящегося в государственной или
муниципальной собственности", N 327-ФЗ. Нет сомнения,
что лоббирование интересов РПЦ МП в сфере культуры будут предприниматься
и в дальнейшем. Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы предположить,
что вслед за памятниками архитектуры дело дойдет и до музейных
собраний. В этой связи чрезвычайно важен опыт западных стран
в деле сохранения памятников. Этой теме желательно посвятить
отдельную книгу.
Еще один автор сборника, Олег Гринцевич (РГГУ), подчеркнул,
что составители проделали большую работу, и выразил им благодарность.
В заключение вечера Ивар Максутов сказал, что сборник вышел
в питерском издании "Алетейя", где готовятся еще
несколько изданий МРО. В частности, сборник по итогам весенней
конференции 2010 года "Религия и СМИ".
Борис Колымагин
|