Есть ли будущее у религии в Европе?
(Московское религиоведческое общество представило сборник научных работ)


17 декабря в книжном клубе "Liberty.ru / Свободный мир" состоялась презентация новой книги Московского религиоведческого общества "Будущее религии в Европе" (под ред. И.Х. Максутова, О.К. Горевой. - СПб.: Алетейя, 2010), в которой собраны статьи по итогам VIII конференции МРО с одноименным названием, прошедшей на Философском факультете МГУ в мае 2009 года.
Во вступительном слове председатель МРО Ивар Максутов сказал, что тема футурологии для религиоведения не новая и сегодня достаточно актуальная. Не случайно конференция собрала многих российских и западных религиоведов и стала местом плодотворных дискуссий. Религиозная жизнь в европейских странах многообразна, и она совсем не характеризуется господством одного политкорректного мировоззрения. У человека есть большой выбор религиозных, культурных и культурно-религиозных традиций. Но с другой стороны встает вопрос о том, во что сложится в будущем эта мозаика мультикультурности и многорелигиозности. Интересно также изучать безрелегиозность европейцев и соотносить ее с безрелегиозностью россиян.
По мнению г-на Максутова, одного из составителей книги, Россия входит в Европу. Поэтому в сборник включены материалы, затрагивающие российскую специфику. Например, здесь помещены статьи Романа Коробко (Институт проблем освоения Севера Сибирского отделения РАН) "Оценка численности прихожан православных церквей Тюмени", Анны Соколовой (Институт Этнологии и Антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН) "Не нами заведено, не нами кончится: религиозность сельских жителей современной России", Елены Левкиевской (Институт славяноведения РАН) "Механизмы неформальной коммуникации в современном православном дискурсе России" и другие.
Большинство статей сборника касаются христианства и ислама. И это не удивительно, ведь в обозримом будущем роль религии в Европе все более и более будет определяться нарастающим напряжением между христианством, секуляризмом и исламом, подпитываемым постоянным притоком населения из мусульманских стран. К сожалению, чисто "исламский блок" книги, несмотря на обилие докладов на конференции, оказался достаточно скромным. Можно назвать только работы Дениса Брилева (ГУИиИИ, Донецк, Украина) "Активизация деятельности международных суфийских организаций) и Эльвиры Хисматуллиной (Казанский госуниверситет) "Религиозная толерантность, веротерпимость и воспитание в условиях поликонфессиональной семьи". Ивар Максутов объяснил это обстоятельство тем, что авторы не прислали свои материалы.
Также выступающий отметил, что в отношении некоторых работ у него были сомнения в правомерности их включения именно в этот сборник. В частности, статьи о визуальной антропологии Хейко Грюнведеля (Университет Эрлангена, Германия). Но, поскольку это направление в религиоведении представляется важным, он пошел на это.
В сборнике представлена 21 статья, причем 5 из них даны на английском языке без всякого перевода. Составитель высказал мысль, что это нормально, ведь большинство религиоведов владеют этим международным языком общения.
Один из авторов сборника, профессор Свято-Филаретовского института Александр Копировский посетовал на то, что в книге отсутствует вступительная статья. В то же время он отметил, что здесь дана объемная картина религии в Европе и книга будет полезна студентам-гуманитариям.
Светлана Воронина (МГУ), автор статьи "Идея "политического православия" и ее развитие на территории Украины", подчеркнула, что сборник снабжен необходимым научным аппаратом (список литературы к каждой статье, аннотации на английском языке), одни статьи дополняют другие. В то же время остается ощущение некоторой фрагментарности. "Это больше чем просто сборник, но меньше, чем книга", - сказала она.
Отвечая на вопрос генерального директора Фонда христианского просвещения и милосердия Сергея Матвеева о формате политического православия на Украине, г-жа Воронина сказала, что этот феномен относится, прежде всего, к элите и мало затрагивает широкие массы.
Автор этих строк приветствовал выход книги, но отметил, что в ней отсутствует чрезвычайно актуальная тема "Религия и культура". 30 ноября 2010 года был принят скандальный закон "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности", N 327-ФЗ. Нет сомнения, что лоббирование интересов РПЦ МП в сфере культуры будут предприниматься и в дальнейшем. Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы предположить, что вслед за памятниками архитектуры дело дойдет и до музейных собраний. В этой связи чрезвычайно важен опыт западных стран в деле сохранения памятников. Этой теме желательно посвятить отдельную книгу.
Еще один автор сборника, Олег Гринцевич (РГГУ), подчеркнул, что составители проделали большую работу, и выразил им благодарность.
В заключение вечера Ивар Максутов сказал, что сборник вышел в питерском издании "Алетейя", где готовятся еще несколько изданий МРО. В частности, сборник по итогам весенней конференции 2010 года "Религия и СМИ".

Борис Колымагин






Верх страницы


RingNet © 2003      
Используются технологии uCoz