Иван
Петров
Труды и дни матушки Валерии
Званые и незваные гости пожилой монахини
Под стенами московского храма святителя Климента возле метро
"Третьяковская" сидит на ступенях пожилая монахиня, на табличке
рядом написано: "Подайте странноприимному дому", а мимо пролетают
озабоченные люди. Кто-то бросит в стоящую перед ней коробочку
- "от избытка", кто-то заглянет в глаза (нет ли подвоха) - и
положит бережно, кто-то, вздохнув, пройдет дальше. Так проходит
весь день, а вечером, устало разогнувшись, она спустится в метро
и поедет до ставшей родной многим ее бомжам-постояльцам станции
"Медведково". В своей скромной квартире матушка Валерия (Макеева)
организовала приют (помните, у Цветаевой: "Москва, какой огромный,
странноприимный дом! Всяк на Руси бездомный, мы все к тебе придем"?)
- спасительное место для тех, кому уже некуда пойти, негде искать
прибежища. Здесь она поит-кормит бедолаг, помогает им с трудоустройством,
с получением необходимых документов. Словом, делает важное и
нужное для общества дело. Хотя, к сожалению, далеко не всегда
находит понимание у властей предержащих. Так, одно время в квартиру
матушки Валерии стали наведываться милиционеры, хватать постояльцев
и отвозить в отделение. Люди сопротивлялись, милиция применяла
дубинки. Матушка побежала в угрозыск, в комитеты Думы, в правозащитные
организации. Короче, использовала все мыслимые и немыслимые
возможности, чтобы высвободить своих подопечных. И, что самое
интересное, добилась успеха. "Самое страшное, отвратительное,
антигуманное и антихристианское дело, - говорит матушка, - это
не лечить больных. Сейчас некоторые люди оказались настолько
безвыходно бедны, что приходят ко мне с дрожащими от холода
руками, с обледеневшими ногами, раздетые. Таких людей приходят
вереницы: обожженные, с язвами, с переломами". (У матушки жил
один слепой старик, которому она уступила свою кровать, а сама
спала вместе со своей почившей недавно помощницей матушкой Ноной).
Забот у матушки Валерии немало, можно рассказывать длинные поучительные
истории из жизни тех, кого она приняла в свой дом. Она решает
их проблемы: ходит по инстанциям, добиваясь прописки, добывает
пропитание (а это, согласитесь, задача непростая), выхаживает
больных - короче, делает то, с чем не справляется ни наша страна,
ни наша богатая столица. Да к тому же, надо добавить - терпит.
Терпит и несет на себе неимоверную тяжесть острых психологических,
поведенческих проблем, которые возникают в общении с бомжами.
Матушка Валерия вместе с добровольными помощниками занимается
также помощью беженцам с детьми. Сейчас, к слову, у нее на квартире
живет одиннадцать человек, из них двое детей. "Стыдно нам, русским,
смотреть в глаза шведам, голландцам, американцам. Как бы плохо
не обстояли дела, работу за кусок хлеба, тарелку горячего супа
и теплый угол в избе найти можно. Нужно только, чтобы люди знали
об этом", - говорит матушка Валерия. И добавляет: "Выход у бездомных
есть. Мы уже устроили их немало. Но мы - частные лица, монашествующие,
простые верующие. Наши возможности невелики... Вы собираетесь
написать о нас. А мне хочется обратиться ко всем людям: "Вспомните
о том, что заходят ко мне бездомные, заболевшие, полуголодные.
Может, у кого-то из вас остались ненужные носильные вещи, старая
обувь, залежавшаяся крупа? Все, что вам уже не нужно. Мой телефон:
476-26-93. Спросить мать Валерию. Аминь"". Поражает, с одной
стороны, неземная доброта, а, с другой - ясный земной реализм
м. Валерии. Был с ней такой случай. Один из ее постояльцев,
человек, которого она подобрала и приютила совершенно больным,
выздоровел, а затем начал попрошайничать у Новодевичьего монастыря,
а на собранные деньги напиваться и даже "угощать" наиболее податливых
матушкиных опекаемых. В странноприимном доме начались ссоры,
даже драки. Что делать? Матушка Валерия обратилась к одной из
своих помощниц с просьбой - привести кого-нибудь из мужчин "навести
порядок в доме". Для этой цели был приглашен очень симпатичный,
крупногабаритный православный молодой человек. Настроение у
него было боевое. Матушка, увидев его, тихонько попросила: "Вы
NN только припугните хорошенько". "Как, он перестал буянить?"
- поинтересовался молодой человек. "Да нет, но вы же знаете,
сколько сейчас на улице градусов, не выгонять же его на мороз".
Как ни странно, но посещение подействовало в нужную сторону.
И безобразий в доме больше не было. "Церковь не в бревнах, а
в ребрах", - гласит народная пословица. И это действительно
так. Рядом с матушкой Валерией радостно быть, помогать ей, просто
разговаривать. Она умеет носить тяготы других людей. Господь
дает ей на это силы. Хотя, конечно, подражать матушке Валерии
непросто. Видимо, на это требуются особые дарования, которые
Господь дает далеко не каждому. Но быть дерзновеннее, не замыкаться
на своих проблемах, которые, как бы велики они ни казались,
все равно меньше тех, за которые берется эта семидесятитрехлетняя
монахиня с подорванным здоровьем, думаю, может каждый. |
|