Иветта Степанова

Аномалия

Тема бездомных детей сейчас не является животрепещущей, но этот вопрос может громко заявить о себе в ближайшем будущем. Выражаться он может многогранно - от возросшего числа преступлений до снижения количества налогоплательщиков.

Ребенок, идущий по улице и вдыхающий пары клея, малыш, живущий в картонной коробке и от младенчества получивший аббревиатуру БОМЖ (без определенного места жительства) - это уже привычные картинки современного пейзажа России. Нечто, чему не придается серьезного значения.
Среди нас растут никому не нужные, обособленные люди. Они могут быть ловкими, опасными - это то, чему учит практика жизни. Им знакомы навыки выживания, но самые простые вещи: дом, постель, готовый обед - могут быть чем-то неизвестным.


Это высокоадаптивное подрастающее сообщество, направленное на выживание, осваивает в совершенстве мастерство асоциального поведения со своими законами и правилами поведения. Те из них, кто останутся в живых, сформируют свою реальность. По данным организации "Врачи без границ" известно, что уличные дети в возрасте от 10 лет уже зависят от наркотиков (в первую очередь от клея).

Существует еще один срез - дети, рожденные от родителей, болеющих СПИДом. Многие из этих детей являются вирусоносителями. Это отдельный мир, увеличивающийся и пополняющийся ежемесячно. Как общество справляется с этой проблемой? Почти никак. Существует практика содержать болеющих детей в больнице до тех пор, пока освободится минимальное количество мест в домах ребенка для их дальнейшего воспитания, но этого не достаточно. Дети зачастую остаются в изоляции.

Чем же чревата нынешняя ситуация? По статистическим данным организации Human Rights Watch (HRW) в России живут вне дома около 700 000 (!) детей. Почти все дети являются социальными сиротами, и каждый год эта цифра увеличивается на 20 000 человек. Это означает, что у многих детей есть родители, но в силу разных причин (алкоголизм, бедность, насилие, СПИД и др.) они оказались на улицах и в детских домах. Если сравнивать эти цифры с теми, что были после Второй мировой войны (600 000 детей), то мы обгоняем по количеству. Статистика HRW также говорит о том, что уже около 200 000 детей находятся в приютах и детских домах, следовательно 30% из них будут совершать преступления и попадут в тюрьмы, а 14% в будущем покончат собой. Сейчас мы видим только цифры, но за ними стоят жизни реальных людей.
Что мы могли бы в связи с этим сделать?

Самое сложное - найти тот язык, который поможет нам объяснится с детьми. Язык, который способен вернуть их в общество, а не только в распределитель или детский дом, даже очень хороший. Ситуация с воспитателями в этих заведениях тоже оставляет желать лучшего. Этому служит причиной низкая заработная плата и социальная незащищенность воспитателей. Обычно там остаются люди, любящие свою работу, но они тоже нуждаются в помощи, как в финансовой, так и в психологической.
В целом же картина складывается неблагополучная. Многие из сотрудников придерживаются стереотипов, сложившихся в обществе. В детском доме можно услышать слоганы "рыночные дети", "черные дети" и т.п. Этими "идеями фикс" инфицируются дети - и враждуют в ответ. На вопрос, существует ли "дедовщина" в детских домах, воспитатели отвечают - да. Дети вынуждены отстаивать свое место под солнцем уже с самого раннего возраста.

Ситуация вызывает чувство бессилия и невозможности что-то всерьез изменить. С одной стороны, неспособность общества увидеть в этом явлении аномалию свидетельствует о том, что оно боится осознать и понять глубину проблемы. Ведь за подлинным пониманием стоит принятие проблемы, столкновение с болью детей и своей собственной, с чувствами, которые вызывают острые переживания, на которые нужно реагировать.

Попытка менять другого обречена на неудачу, а изменение целого общества еще более бесперспективная и почти предсказуемая по своим результатам затея. Вовлечение общества в этот процесс представляет собой неразрешимую проблему. К тому же в России утрачена традиция заботится о слабом. В советский период страна делала вид, что инвалидов, сирот или социально незащищенных слоев нет, поэтому опыта, как осуществлять опеку, заботиться и оказывать благотворительную помощь, практически нет. Получается, что к нему апеллировать невозможно.

Первым шагом по улучшению ситуации может стать осознание того, что реальность, в которой мы обнаруживаем себя, не соответствует тому, что мы от нее ожидаем. Понимание серьезности происходящего может помочь найти выход, но игнорирование только увеличит "снежный ком" проблемы.

Сейчас в России существуют разрозненные движения людей, предпринимающих попытки реально влиять на окружающий нас мир. Находятся добровольцы, в том числе и иностранцы, которые отдают личное время и силы, чтобы менять климат в детских домах и в обществе в положительную сторону. Требуется немногое, но это именно то, на что у сотрудников детских домов не находится времени. Например, свозить детей в город на прогулку, показать им как выглядит мир за пределами бетонных стен, научить их новой игре. Общение со взрослыми людьми и сверстниками, живущими с родителями, помогает малышам не быть изолированными, оторванными от жизни, прежде всего своей собственной. Дети, которых впервые вывозят в зоопарк, при виде микроавтобуса могут удивить тем, что скажут - это Скорая помощь. И если им объяснить, что в мире есть и другие машины, то они станут ближе к реальности. Такие простые, но конкретные шаги делают добровольцы. Ведь "капля камень точит".

Одним из интересных примеров подобного опыта может быть подход школы добровольцев "Милосердие", созданной в сентябре 2003г. совместными усилиями "Российского общества Красного Креста" и Международного Фонда Христианского просвещения (МФХП). Фонд уже ведет несколько благотворительных проектов, включая оказание помощи детским домам. Генеральный директор фонда Сергей Ильич Матвеев преподает на курсах основы фандрайзинга, так что студенты реально осваивают навыки получения грантов под социальные проекты.. Добровольцы школы изучают в том числе основы возрастной психологии, аддиктологию (раздел психологии, изучающий зависимое поведение).
У людей, прошедших обучение, возникает реальная возможность интегрировать детей и взрослых в общество. В сентябре 2004 года добровольцы начали свой второй учебный год. Решение продлить обучение еще на один год принималось преподавателями совместно со студентами. В дальнейшем, на основе этого опыта будут созданы трехмесячные курсы, а также постоянно действующий колледж.

В некотором смысле, этот опыт - возврат в прошлое, в дореволюционную Россию, когда благотворительная помощь была представлена достаточно разнообразно. В настоящее же время важно создавать информационное пространство, чтобы каждый желающий мог познакомиться с опытом работ организаций, ориентированных на социальные проекты.



Верх страницы


RingNet © 2003      
Используются технологии uCoz