В поисках идентичности
(Возможен ли диалог Русской православной церкви с греко-католиками?)
Украинские греко-католики переносят свой духовный центр из
Львова в Киев, "мать городов русских". Тем самым
они недвусмысленно заявляют о намерении повысить свой статус
и из региональной церкви превратиться в церковь общенациональную.
Как известно, советская власть запретила унианство, и только
в конце 80-х Украинская греко-католическая церковь вернула
себе право на существование. Сейчас ее амбиции стремительно
растут. Глава УГКЦ кардинал Любомир Гузар намерен создать
целую сеть приходов на Востоке, в традиционно православных
областях.
Это намерение вызывает тревогу со стороны православных церквей
мира, включая вселенский Константинопольский патриархат. Недавно
Русская православная церковь выступила с резким заявлением,
в котором говорится, что "стремление греко-католиков
перенести резиденцию своего главы в Киев свидетельствует об
экспансии, которая подрывает православно-католический диалог".
Эта тема была поднята и на встрече в Москве председателя Папского
совета по содействию христианскому единству кардинала Вальтера
Каспера и председателя Отдела внешних церковных связей Московского
патриархата митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла.
Митрополит Кирилл высказался против придания УГКЦ статуса
патриархата, чего добивается Любомир Гузар.
В свою очередь Ватикан, не желая портить отношения с православием,
сдержанно относится к униатской инициативе, что создает известное
поле напряжения между Римом и Львовом. Так, после московской
встречи Синод греко-католиков заявил, что постановление о
переносе кафедры было принято "согласно нашим канонам,
и не нуждается в одобрении Папы".
Амбиции УГКЦ возникли не на пустом месте. По сравнению с православной
церковью, униаты более активно занимаются социальной работой
и образованием. И это дает им больше шансов в конкурентной
борьбе по привлечению новых верующих. Дело, однако, не только
в конкурентоспособности, но и в административном ресурсе,
активно задействованном в западных областях Украины. Здесь
"москали" - верующие Украинской православной церкви
- находятся под жестким административным прессингом. Во Львове
православная епархия уже 15 лет безуспешно добивается разрешения
на строительство храма (существующая церковь XIX века не может
вместить всех молящихся). В этом году львовская община собрала
около 3200 подписей под петицией о выделении земли под храм
и отправила ее в горсовет. Ответа так и не поступило. Верующие
УПЦ выражают опасения, что после переноса греко-католической
кафедры в Киев львовский стиль управления религиозными делами
возобладает и в столице Украины.
Эти опасения обоснованы. С политологической точки зрения украинский
униатский проект выгоден новому государственному образованию.
Ведь именно униатство в его галицийском изводе дает украинским
гражданам "самостийную" религиозную самоидентификацию,
чего не скажешь о чистом католичестве и чистом православии.
Поэтому украинские власти сильно заинтересованы в новом религиозном
проекте, даже с учетом того, что его воплощение - задача не
сегодняшнего дня, ведь греко-католиков на Украине не более
10 процентов.
В свое время уния насаждалась путем политического давления
и репрессий. Но Православная церковь выжила - во многом благодаря
мирянским движениям, деятельности православных братств, активно
занимавшихся просветительской работой. Сегодня в Русской православной
церкви (и органично связанной с ней Украинской) огромную силу
набрал фундаментализм, который, кроме всего прочего, уничтожил
многие здоровые силы внутри церковной ограды - те силы, без
которых "сопротивляемость" православия заметно уменьшилась.
Сам же фундаментализм, при всех своих агрессивных жестах,
не может противостоять внешнему давлению, и далеко не случайно
принадлежащие к нему околоправославные организации постоянно
ищут опору в тех или иных политических силах (часто маргинальных).
Можно только сожалеть, что не образование и укрепление церковности,
но мракобесие и ксенофобия, политпросвет в духе "Запад
всегда старался духовно поработить нас..." все чаще выступают
в качестве пытающихся сопротивляться экспансии униатства православных
сил.
Перед православной церковью - и в России, и на Украине - жестко
стоит вопрос о необходимости обновления. Он касается не только
внутрицерковных реформ, но и религиозной политики. "Богословие
конфронтации" в делах религиозно-политических становится
все менее и менее эффективным. На повестке дня встает вопрос
о "богословии диалога", об отстаивании своих позиций
не столько политическими, сколько церковными средствами. К
сожалению, конфронтационный дискурс лежит в основе и многих
жестов греко-католиков, вступивших в жесткую игру за "символический
капитал". И все-таки это не значит, что диалог с ними
не возможен в принципе.
Борис Колымагин
|