Богословы обсудили учение Церкви о "конечных судьбах
мира и человека".
В конце ноября в Москве состоялась научно-богословская конференция,
организованная Синодальной богословской комиссией Русской
православной церкви.
Подобные конференции организуются раз в два года. На этот
раз она была посвящена эсхатологическому учению Церкви.
Что говорить, "конец света" - та тема, которая традиционно
волнует не только богословов, но и простых людей. Особенно
она становится актуальной в моменты социальных и политических
кризисов. В такие моменты бурным цветом начинают цвести разного
рода мифологемы, не имеющие отношения к подлинной церковной
традиции. В этой связи можно вспомнить эпопею с ИНН и панические
страхи перед глобализацией.
Конечно, эти страхи небеспочвенны. Глобализация сопряжена
с целым рядом проблем, связанных, в частности, с внедрением
системы тотального контроля за личностью.
Но не страхи и фобии должны определять поведение верующих.
Об это хорошо сказал в своем докладе архиепископ Львовский
и Галицкий Августин, напомнивший, что "нормой для христианина
является праведная жизнь".
Учение Церкви о "последних вещах" нередко преподносят
в мрачных красках, и этим смещают акценты. По сути же оно
светоносно, потому что "обещает встречу впереди".
Эта радость звучит, к слову, в стихах архиепископа Иоанна
(Шаховского) (цитирую по памяти): "Когда придет последний
час земли/ И возгорятся восковые свечи/ Все ангелы взойдут
на корабли/ Последней бесконечности навстречу".
Всего в форуме приняли участие около 200 человек из разных
стран мира: представители поместных православных церквей,
богословы из лучших духовных школ, включая московский Свято-Филаретовский
и парижский Свято-Сергиевский институты, ученые из Греции,
Германии, Франции, Италии, Австрии, США, Австралии, - и не
только православные: скажем, униатский священник Лоуренс Кросс
представлял Католический университет Австралии.
Всего за три дня работы были прочитаны 55 докладов. Среди
них хочется выделить выступление Константина Сигова. "Актуальные
аспекты эсхатологии Сергея Аверинцева" - так назвал свой
доклад профессор Киево-Могилянской академии. Он напомнил о
статье Аверинцева "Эсхатология", помещенной в пятом
томе обширной "Философской энциклопедии" в 1970
году. Она стала выразительным знаком конца целой эпохи "коммунистической
философии истории". Рассматривая этот частный пример,
докладчик внимательно проследил развитие эсхатологической
проблематики в трудах Аверинцева. В частности, он обратил
внимание на интерпретацию ученым знаменитого евангельского
призыва "Царство Божие внутри вас есть" - слова,
которые в греческом оригинале и с учетом семитского лексического
субстрата можно понять и "между вами", в праведности
вашего межличностного общения.
Тема "праведности межличностного общения" как эсхатологического
горизонта прозвучала и в некоторых других выступлениях. Так,
преподаватель Свято-Филаретовского института Давид Гзгзян
посвятил свой доклад эсхатологическому измерению христианской
этики. По мнению докладчика, Евангельский призыв любить своих
врагов "открывает стратегию своеобразного опережающего
поведения, когда поступок в отношении другого диктуется представлением
о нем, как о ближайшем и драгоценном". "Глубинное
упование сердца важнее ожидаемой простой человечности, поскольку
все люди хотели бы быть приняты, как вечно ценные живые драгоценности",
- считает он.
На конференцию приехал один из ведущих православных мыслителей
профессор Афинского университета Христос Яннарас. "Когда
Церковь говорит о "последних" событиях, то показывает
свою веру-доверие и надежду на Христа. Она говорит не о том,
что знает как исторический опыт, а о том, на что уповает",
- вот только один из тезисов его замечательного доклада, который,
естественно, трудно передать в формате заметки.
Среди представителей иных конфессий выделим протестанта Поля
Вальера из США. Он прекрасно говорит по-русски и является
специалистом по Соловьеву и о. Сергию Булгакову. Свое выступление
он посвятил интерпретации книги "Апокалипсис" в
современном русском богословии.
К сожалению, некоторые выступления снижали уровень обсуждения,
переводя его иногда в плоскость политической спекуляции (этим
отличались представители правых околоцерковных организаций),
а иногда в область абстрактной схоластики. Последняя тенденция,
отмеченная одним из организаторов конференции как стремление
объяснить "текст отцов из самого этого текста",
была характерна прежде всего для представителей Свято-Тихоновского
богословского института (ПСТБИ). Видимо, не случайно его ректору,
о. Владимиру Воробьеву буквально накануне конференции ученый
совет парижского Свято-Сергиевского института отказал в статусе
доктора богословия gonoris causa.
На заключительном заседании председатель Синодальной богословской
комиссии митрополит Минский и Слуцкий Филарет сердечно поблагодарил
всех участников за "праздник, который они составили",
и предложил тему следующей конференции - православное учение
о Святом Духе.
Борис Колымагин
|