о.
Всеволод Шпиллер.
Проповеди. Святитель Николай 19.12.77.
<...> Мы ищем примеров, откровений для своей жизни,
для своего духовного пути. Но, спрашивается, разве можем мы,
скажем, русские люди, искать таких примеров у святых, которые
жили в совсем других условиях где-то в Малой Азии, в Африке
или ещё где-нибудь? Разве каждому народу, каждой нации не
дано особенное религиозное призвание и совсем особенный дух
жизни? Разве может быть единообразие, полная одинаковость
в духовной жизни? Кажется, нет, не может… Действительно, каждый
народ имеет свои особенности в религиозной, духовной жизни.
Но между тем, есть некоторые общие нормы. Единообразия полного
и полной одинаковости духовной жизни быть не может, но есть
общие нормы, если хотите, законы, но лучше сказать - нормы
для духовной христианской жизни, жизни во Христе. И на фоне
этих общих норм христианской святости раскрывается всегда
нечто индивидуальное, личное - и национальное, и даже в жизни
каждого отдельного человека.
Нет трафаретов в святости. Нет образцов таких, которым точно
надо было бы каждому из нас следовать. Но есть, повторяю,
то общее в святости, на фоне чего обрисовывается, выступает
своеобразие личности, потому что благодать не насилует природы,
а одухотворяет её. Благодать не насилует те особенные качества
русской души, а одухотворяет их, делает их христианскими.
Также и греческие, и французские, и итальянские и т.д. Благодать
не насилует, а раскрывает личность, личное начало, индивидуальное
в каждом отдельном человеке, и в каждом народе. И таким образом
и образовываются особенности национальной религиозной жизни,
национальных религиозных гениев.
Вот и мы с вами имеем свою собственную русскую особенную
святость. Чем же она отличается от другой, нерусской? Нам
свойственна, братья и сёстры, удивительная, светлая мерность
в духовной жизни всех наших святых. У нас никогда не было
никаких крайностей, никакого религиозного радикализма, радикальности.
Мы всегда избегали крайностей, всяких изуверств, которые порождались
этими религиозными крайностями. Тихая, спокойная жизнь...
Этим отличались подвиги и преподобного Сергия Радонежского,
и преподобного Серафима Саровского. Вся наша русская святость
характеризуется особенно подвигами поста и труда.
Посмотрите, что делали наши монастыри, например, Соловки:
какое хозяйство было у них и как оно было поставлено! Какой
труд был, какая организация этого труда! Почему, что это?
Это - служение людям, служение государству, служение народу.
В этом тихом, мерном служении, совершенно свободном от каких
бы то ни было крайностей и экзальтации, протекала русская
духовная жизнь, создававшая наших особенных русских святых,
нашу особенную русскую национальную святость.
Русский святой, принявший Евангелие и живущий по евангельским
заветам, по тому, что завещано нам христианскою древностью,
всегда зовёт к милостыне, братья и сёстры, всегда зовёт к
благотворительности Это свойственно именно нам. Но не только
нам. Вот нерусский святой - Святитель Николай. Совершенно
то же самое - он зовет к милостыне, к благотворительности.
Вы знаете его житие, вы слушаете акафисты, которые мы ему
читаем и в которых изложено его житие - это же вся жизнь посвящённая
милостыне! И зов идёт такой же, как из уст русского святого
- к благотворительности, деланию добрых дел.
Этого мало. Особое отношение у святителя Николая было к миру.
Вы посмотрите: он ведь не уходит из мира, не отталкивается
от него. Он в миру подвизается подвигом любви к миру, к тому
хорошему, что в нём есть, защищает обездоленных, бедных. И
русские святые подвизались подвигом защиты бедных и обездоленных.
Вы, ведь, знаете, что начиная с юродивых и кончая святителями,
русская святость всегда заступается перед сильными мира сего
за бедных, за страдающих. Так же и святитель Николай перед
сильными мира сего - вы это хорошо знаете - всегда защищал
всех неправедно осуждённых, неправедно страдающих. даже во
сне являлся тем из сильных мира сего, кто неправедно осуждал.
Всё отношение к миру было совсем особенным в нашей Церкви,
в нашей русской духовной жизни. Далеко ходить не нужно - совсем
ещё недавно была, ведь, у нас Оптина Пустынь, и вы знаете,
как подвизались в ней старцы. Старчество... Что это такое?
Что за отношение к миру являли они, какую любовь? Достоевский
(вспомним старца Зосиму) хорошо описал это совсем особое отношение.
То же и у святителя Николая - так же старчествует и он.
Братья и сёстры! Лик Христов - тихий, кроткий, свет тихий
(«Свете тихий») - таким Он лучше всего является нам, русским,
русской святости. Может быть, лик Христов ярче всего и сияет
поэтому в русской святости? Но именно таким сиял Он и в житии
понявшем Его также святителя Николая. Вот почему святитель
Николай - нерусский святой - такой нам близкий, вот почему
он нам так дорог, вот почему он наш, вот почему наша духовная
жизнь во Христе прямо немыслима без святителя Николая, без
его покровительства. И как мы с вами счастливы, что он является
нашим прямым покровителем и заступником в нашей духовной жизни!
Будем подражать ему, стараясь раскрыть в себе лучшие черты
русской святости. Будем, подражая ему, следовать тому пути,
по которому он шёл, как и русские святые, почему он нам так
близок, так дорог и так нами любим.
Святителю отче Николае, моли Бога о нас! Поздравляю вас с
праздником!
|