Архимандрит
Виктор (Мамонтов)
Проповедь в Светлую Субботу 7 мая 2005 года
Евангелие от Иоанна гл. III, 22-36
Христос воскресе!!!
Мы слышали отрывок из Евангелия от Иоанна это глава третья
с 22-ого стиха по 36-ой о крещении, которое совершал Иоанн
и ученики его, и Иисус Христос. Иоанн должен был приготовить
путь Сыну Божию, он начинал свою проповедь с призывом покаяться:
"Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное".
То же самое говорил и Иисус Христос, начиная свою проповедь.
И покаяние означало изменение своей жизни: если ты шел от
Бога, то ты должен был повернуться и идти к Нему, к своей
Жизни. И Бог - источник жизни, сама Жизнь, и прийти к Богу
это означает начать жить. Жить не биологической жизнью, природной,
а жизнью духовной, жизнью вечной. И Иоанн понимал, что он
не имеет того, что имеет Иисус Христос, того дара, который
есть жизнь Иисуса Христа - это дар Святого Духа. И поэтому
он только крестил водою, его крещение было крещением покаяния,
а дать вечную жизнь, соединить со Христом человека он не мог.
И поэтому он говорит о том, что Тот, Кому он приготавливает
путь, Приходящий свыше есть и выше всех, а сущий от земли
земной есть и говорит, как сущий от земли. И Иисусу Христу
должно было расти, а Иоанну умаляться. Дух Святой принимается
человеком тогда, когда его сердце открывается Богу, когда
он познакомится с Ним, потому что нельзя полюбить того, кого
не знаешь, а Христос сделал все возможное, чтобы ученики увидели
Его любовь, увидели, что Он - Жизнь, и что животворящая сила,
то есть Дух Святой в Нем живет всегда. И этот животворящий
Дух, Дух без которого человек не может жить, без которого
человек мертвеет. А когда Дух Жизни, Дух Святой вселяется
в него, а мы это просим в молитве Святому Духу: "прииди
и вселися в ны и очисти ны от всякия скверны и спаси, Блаже,
души наши", если Он вселяется, человек становится иным.
В Духе Святом все люди - миротворцы. Если человек принял духа
злобы, духа разрушения, то он не может быть миротворцем, он
не может творить жизнь и способен только все разрушать. И
людям очень не нравится общаться с теми, кто приняли духа
злобы, иногда говорят: "ну, сегодня шеф не в духе",
то есть придя на работу люди чувствуют себя очень неуютно,
когда начальник ругается, конфликтен, когда он грубит, безразличен
к тому, с кем обащается и не смотрит на человека, как на человека,
а как на функцию какую-то. И это все тогда, когда человек
не имеет Духа Жизни, а Он нужен каждому человеку. Иисус Христос
говорит: "Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные
и Я успокою вас". И мир душевный - естественное состояние
нашей души, и когда его нет, то нам плохо и поэтому пожелание
мира есть самое лучшее пожелание. Его надо не только услышать,
но стараться и принять этот мир. В грязный сосуд не наливают
чистую воду, так и Дух Святой не может войти в нас, а мы все
- сосуды Святого Духа, если мы себя загрязнили: если мы играли
с грехом, уступили греху, не противились злу и становимся
таким грязным сосудом. И это нас беспокоит, это терзает нашу
душу. Как грязь на лице, она всегда вызывает желание быстрей
побежать и умыться, потому что неприятно, когда наше лицо
нечисто, так и когда наша душа нечиста, когда она засорена,
нужно стремиться очиститься и не просто в своем покаянии сказать:
"я сделал то-то и то-то", а дать обещание не играть
с грехом, потому что покаяние истинное означает перемену,
то есть: "я больше не служу тому, кто меня обольстил,
обманул, это дьявол, а я хочу служить только Христу".
Потому что служить дьяволу - это разрушать себя, лишать себя
Жизни. И когда человек поймет, что природная жизнь и он сам
себе не может дать животворящей силы, то есть Духа Святого,
он Его ищет. Этот Дух подается нам свыше через Христа. Христос
имеет этого Духа, Он живет Им. И когда мы ищем Духа Святаго,
это означает, что мы хотим жить жизнью Христа, и это самое
святое желание, самое высшее желание - жить жизнью Христа.
Это не значит, что все будет спокойно, все мирно, у некоторых
людей есть предрассудок о том, что "вот я крещусь, и
у меня все в жизни будет прекрасно: и на работе, и со здоровьем,
и материальный достаток поправится". Но жизнь христианина
- это жизнь скорбная, трудная, тесный узкий путь, гонения,
поношения, лишения. Христиане в этом мире, как мусор и они
не занимают никаких видных мест, и не стремятся, потому что
их жизнь - это Христос и к Нему можно прийти только тогда,
когда мы пройдем эти испытания, и испием чашу страдания. Как
золото выплавляется в горниле, так и душа человеческая должна
выплавиться в этом горниле страданий, и об этом сказано в
Священном Писании и в книгах Ветхого Завета, в учительных
книгах. Находясь в Церкви Христовой мы понимаем эту тайну
жизни, что страдания мы должны уметь переносить, чтобы они
нас не задавили, чтобы не впали в отчаяние. Святые отцы говорили
о том, что вода, если поместить ее в узкую трубочку поднимается
вверх, так и душа наша поднимается к Богу, когда мы все терпим
ради Христа, ради вечной жизни и понимаем , что эти страдания
целительны для нашей души. Как сказала та женщина, которую
я уже не раз упоминал в своих разговорах о страданиях, умирая
от рака, став верующим человеком, и понимая что она не уничтожается
через эту болезнь и смерть, она дочери своей сказала: "откровенно
говоря я не хотела бы выздороветь, я боюсь потерять то, что
мне Господь открыл во время болезни". Тело съедал рак,
а к душе он не мог прикоснуться, и душа человеческая не умирает
вместе с телом. И по ее словам видно, что она познала ту тайну,
которую знали святые отцы и должен знать каждый христианин,
помня заповедь Его, Христа: "в мире будете скорбны, но
мужайтесь, Я победил мир". Он не сказал, что будете в
мире покойны и благополучны, но скорбь эта превратится в радость.
Как женщина когда рожает терпит лютую скорбь, а когда родится
ребенок, она не помнит себя от радости. Так наша душа, пройдя
этот скорбный земной путь жизни, живя в теле, когда разлучится
она увидит Господа, познает эту тайну, не так как мы сейчас
знаем, мы ее знаем отчасти, а полнее. Смысл нашей жизни заключается
в том, чтобы одухотвориться, обожиться, то есть соединиться
с Господом и в этом единении пребывать всегда, то есть не
изменять Господу. Он ищет верных чад и верность это добродетель.
Мы Ему верны, когда любим Господа и знаем, что Его любовь
неизменна, что Он не ставит нам никаких условий: "если
ты хорошо будешь себя вести, Я тебя буду любить, если ты не
делаешь зла, Я тебе что-то дам". Господь любит нас такими,
какими мы есть, конечно, не за наши грехи, а любит в нас тот
образ Божий, который в каждом из нас имеется и который должен
быть виден в этом мире. Покойный Владыка Антоний всегда говорил
так, вы все знаете его слова: "если люди этого мира не
увидят в глазах хотя бы одного человека сияние вечной жизни,
они не придут к Богу". Господь хочет, чтобы каждый из
нас был таким сиянием, как бы нам ни было трудно, но с Богом
все возможно.
Аминь.
|