Митрополит Сурожский Антоний (Блум)
О духовном смысле праздника Богоявления
"Христос пришел на иорданские воды: в этих водах уже
не безгрешной земли, а нашей земли, до самых недр своих оскверненной
человеческим грехом и предательством, в эти воды приходили
омываться люди, кающиеся по проповеди Иоанна Предтечи; как
тяжелы были эти воды грехом людей, которые ими омывались!
Если бы мы только могли видеть, как омывающие эти воды постепенно
тяжелели и становились страшными этим грехом! И в эти воды
пришел Христос, окунуться в начале Своего подвига проповеди
и постепенного восхождения на Крест, погрузиться в эти воды,
носящие всю тяжесть человеческого греха - Он, безгрешный.
…Крещение Господне в дальнейшем развитии событий ближе всего
походит на ужас Гефсиманского сада, на отлученность крестной
смерти и на сошествие во ад. Тут тоже Христос так соединяется
с судьбой человеческой, что весь ее ужас ложится на Него,
и сошествие во ад является последней мерой Его единства с
нами, потерей всего - и победой над злом.
Вот почему так трагичен этот величественный праздник, и вот
почему воды иорданские, носящие всю тяжесть и весь ужас греха,
прикосновением к телу Христову очищаются до глубин, и вновь
делаются первичными, первобытными водами жизни и делаются
способными очищать и омывать грех, обновлять человека, возвращать
ему нетление, приобщать его Кресту, делать его чадом уже не
плоти, а вечной жизни, Царства Божия.
Как трепетен этот праздник, и вот почему, когда мы освящаем
воды в этот день, мы с таким изумлением и благоговением на
них глядим: эти воды сошествием Святого Духа делаются водами
иорданскими… вот почему мы приобщаемся этим водам благоговейно,
трепетно; вот почему Церковь называет их великой святыней
и призывает нас иметь их в домах на случай болезни, на случай
душевной скорби, на случай греха, для очищения и обновления,
для приобщения к новизне очищенной жизни".
|