Прот. Александр Шмеман
КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ
1
...Что для нас теперь вода? Одно из необходимых удобств жизни,
доступное, механизированное, дешевое. Открыли кран, и вот
она бежит... Но для того, чтобы понять, почему тысячелетиями
именно вода была одним из главных религиозных символов, нужно
восстановить в себе утраченное нами почти без остатка чувство
космоса. Ибо вода для древнего человека была не чем иным,
как символом самой жизни, и мира - как жизни... И действительно:
вода есть условие жизни. Можно долго не есть, но без воды
человек умирает, и, следовательно, он есть существо жаждущее.
Без воды невозможна чистота - и, следовательно, она есть символ
чистоты и очищения. Жизнь, чистота, но также красота, сила
и мощь водной стихии, отражающей в себе, как бы впитывающей
в себя бездонную синеву неба. Вот то ощущение или переживание
воды, что поставило ее в центр религиозных представлений человека.
Войдите в храм в канун Крещения, когда совершается "великое
водоосвящение", вслушайтесь в слова молитв и песнопений,
всмотритесь в обряды, и вы почувствуете, что здесь не один
древний чин, а нечто, говорящее и теперь, как тысячу лет назад,
о нашей жизни, о нашей жажде, о нашей вечной и неизбывной
тоске по очищению, возрождению, обновлению... Вода - как в
первый день творения, про который сказано в Библии: "Земля
же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий
носился над водой". И вот раздаются слова хвалы и благодарения:
"Велий еси, Господи, чудна дела Твоя, ни едино же слово
будет довольно к пению чудес Твоих...". Снова начало.
Снова стоит человек перед тайной бытия, снова радостно ощущает
мир и его красоту и слаженность - как Божий подарок, и снова
благодарит. В этом благодарении, хвалении и радости - становится
по-настоящему человеком.
Радость праздника Крещения - в космическом Переживании мира,
в вере, что все и всегда можно вымыть, очистить, обновить,
возродить, что как бы ни была грязнена и замутнена наша жизнь,
в какое бы болото мы превращали ее, возможен этот очищающий
поток воды живой, ибо не умерла и не может умереть в человеке
жажда неба, добра, совершенства, красоты, жажда, которая одна
по-настоящему и делает его человеком. "Велий еси, Господи,
и чудна дела Твоя и ни едино же слово довольно будет к пению
чудес Твоих...".
Кто сказал, что христианство уныло, загробно, печально, что
оно уводит человека от жизни и принижает его? Посмотрите,
каким светом и радостью сияют лица людей, когда гремит ликующий
псалом "Глас Господень на водах", когда священник
кропит освященной водой храм и летят, как бы по всему миру,
эти сверкающие брызги, и мир снова становится возможностью,
обещанием, материей таинственного чуда претворения и преображения.
Сам Бог в образе человека вошел в эту воду, соединил себя
не только с человеком, но и со всей материей, всю ее сделал
светлой и светоносной, всю - направленной к жизни и к радости.
Всего этого нельзя ни пережить, ни почувствовать без покаяния,
без того, что по-гречески называется "метанойа",
без глубокой перемены сознания, без обращения ума и сердца,
без способности вдруг все увидеть в новом свете. Именно такое
покаяние проповедовал Иоанн, и оно сделало возможным увидеть
и с любовью принять в образе Иисуса, идущего к Иордану, -
самого Бога, от века возлюбившего человека и весь мир сделавшего
для него образом своей любви, вечности, радости.
2
"Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение
покаяния для прощения грехов. И выходили к нему вся страна
Иудейская и Иерусалимская, и крестились от него все в реке
Иордане, исповедуя грехи свои. Иоанн же носил одежду из верблюжьего
волоса и пояс кожаный на чреслах своих и ел акриды и дикий
мед. И проповедовал, говоря: идет за мною сильнейший меня,
у которого я не достоин наклонившись развязать ремень обуви
Его. Я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым.
И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился
от Иоанна в Иордане. И когда выходил из воды, тотчас увидел
Иоанн разверзающиеся небеса, и Духа как голубя, сходящего
на него. И глас был с небес: "Ты Сын мой возлюбленный,
в котором мое благоволение", - пишет евангелист Марк.
Таким образом, Иоанн не только призывал к раскаянию, но еще
и утверждал, что его проповедь есть как бы приготовление к
пришествию кого-то другого, сильнейшего, Того, кто будет крестить
не просто водою, а таинственно, Духом Святым. И вот этот сильнейший,
как назвал его Иоанн, приходит и сам крестится от Иоанна,
и в это время некое таинственное явление как бы удостоверяет
правду пророчества Иоанна: да, это тот самый, чье пришествие
я вам возвещал...
Как видим, в этом коротком евангельском рассказе соединено
и сплетено много тем, много нитей. Прежде всего, Иоанн и его
проповедь покаяния и крещения. Иоанн принадлежит к числу тех
духовных людей, чье назначение - явить данному обществу в
определенный момент неправду, ложь и зло, которыми общество
это пропитано и Отравлено. Вызвать, говоря современным языком,
духовный и нравственный кризис, заставить людей увидеть зло
и ужаснуться ему, и захотеть освобождения от него. Именно
Освобождение, коренное изменение жизни означает крещение,
погружение в воду, которая есть одновременно И символ, и источник
жизни, а также сила очищающая и возрождающая.
Таким образом, из Евангелия следует, что в момент пришествия
Христа, к началу его проповеди общество, в котором начнется
Его служение, переживало вот такой духовный и нравственный
кризис, кризис покаяния и жажды обновления.
Второе, на что нужно указать в евангельском рассказе, - это
заключенное в нравственном кризисе ожидание какого-то решительного
события, пришествия кого-то, кто как бы восполнит, завершит
дело Иоанна, его крещение претворит в таинственное крещение
Духом Святым. От других евангелистов мы знаем, что ожидание
это было ожиданием Христа, то есть обещанного Богом Спасителя,
о котором возвещали ветхозаветные пророки. Об этом прямо говорит
другой евангелист, Лука: "...Народ был в ожидании, и
все помышляли в сердцах своих об Иоанне - не Христос ли он...".
Таким образом, пришествие Иисуса Христа к Иоанну на Иордан
есть явление Обещанного и Возвещенного, или, иными словами,
завершение и исполнение всех пророчеств о Спасителе. Об этом
же свидетельствует третий евангелист, Матфей: "Иоанн,
- пишет он, - удерживал Его и говорил: мне надобно креститься
от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ:
оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду...".
Третье: крещение самого Иисуса, погружение Его в иорданскую
воду рукою Иоанна. Ведь если Он - Спаситель,
Третье: крещение самого Иисуса, погружение Его в иорданскую
воду рукою Иоанна. Ведь если Он - Спаситель, то зачем Ему
крещение? Этот символ раскаяния и жажды очищения? И однако,
на сомнения Иоанна Иисус отвечает твердым требованием крещения,
и Иоанн крестит Его. И вот Церковь веками как бы всматривается
в снисшествие Того, в Кого она верит как Спасителя и Бога,
в смысл этого снисшествия для мира, для человека, для каждого
из нас.
И наконец, четвертое и последнее: то, что последовало немедленно
вслед за погружением в воду, в прикровенных, образных словах
описанное таинственное явление голубя, спускающегося на выходящего
из воды Иисуса, голос с неба, эти слова Евангелия: "И
се, отверзлись ему небеса!". Как видим, не одна, а по
меньшей мере четыре темы, четыре "измерения" этого
евангельского события соединены в радостном празднике Крещения
Господня.
Почему же захотел, почему потребовал от Иоанна крещения Иисус?
Сын Божий, пришедший в мир исцелить грех своей безгрешностью,
приобщить человека к божественной жизни? Этот вопрос был,
как мы знаем из Евангелия, и в сердце самого Иоанна: "Мне
надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?".
Вот ответ Церкви: принимая крещение Иоанново, Христос отождествляет
себя со всеми людьми, всеми - без единого исключения - грешниками,
нуждающимися в прощении, спасении, возрождении... Отождествляет
себя со всеми и с каждым из нас. Своим крещением Он свидетельствует,
что пришел не для того, чтобы судить и осуждать, не для того,
чтобы извне, с высоты своего совершенства и Божества дать
нам закон и правила, а для того, чтобы соединиться с нами,
чтобы, став одним из нас, сделать нас участниками своей совершенной
и безгрешной Жизни. "Вот Агнец Божий, берущий на себя
грехи Мира", - говорит про Него Иоанн Креститель. В наш
мир Христос вошел как младенец, и в своем рождении Он принимает
на Себя, своею делает нашу человеческую природу. Сын Божий
становится Сыном Человеческим. Но не для праведников, а для
грешных и погибающих пришел Он на землю, их возлюбил Он своею
жертвенной любовью, им отдает себя и всю свою жизнь.
И вот в Крещении Иоаннове Он, безгрешный, - с нами, грешными.
Он, Спаситель, - с погибающими, ибо никакой грех не может
преодолеть любви Бога к человеку. Он соединяется с грешным
человечеством, как позднее, в конце, Он, бессмертный, вольно
соединится с человеком и в смерти.
Все это свидетельствует о том, что Христос хочет спасти нас
любовью и только любовью, а любовь - это всегда и прежде всего
соединение с тем, кого любишь. Как сказано у пророка Исайи:
"Он взял на себя наши немощи, понес наши болезни, и раною
Его мы исцелели...". Но есть и второй смысл, еще более
глубокий, еще более радостный в крещении нашего Господа и
Спасителя в струях иорданских. Вот после крещенской службы
выходим мы, верующие, на водоосвящение. Раздаются торжественные,
ликующие слова псалма: "Глас Господень на водах...",
и раскрывается нам смысл и значение воды как образа жизни,
как образа мира и всего творения. И вот в эту воду спускается,
в нее погружается, с нею соединяется пришедший в мир - для
его спасения и возрождения - Бог. Мир оторвался от Бога, забыл
Его, перестал видеть Его и погрузился в грех, темноту и смерть.
Но Бог не забыл мира и вот возвращает его нам, сияющий звездной
славой и первозданною красой. "Кто жаждет, иди ко Мне
и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из
чрева потекут реки воды живой". В этом мире все, включая
саму материю, самое вещество его, становится снова путем к
Богу, общением с Ним, возрастанием в этой живой и вечной жизни.
Пришествие Бога к своему творению празднуем мы в радостный
и светлый день Богоявления. "И се, отверзлись Ему небеса...".
Мы не знаем, что точно ощутил Иоанн, когда трепетной рукой
прикоснулся к Спасителю, как увидел это отверстое небо, какой
голос услышал. Но был несомненно этот момент ослепительного
света, когда все вспыхнуло и загорелось радостью первозданной
красоты, когда мир открылся как мир Божий, очищенный, омытый,
возрожденный, наполненный хвалы и благодарения. "Христос
приходит обновить всю тварь". Обновление празднуем мы,
когда видим священника, кропящего храм новой, святой и божественной
водой, кропящего затем нас, наши дома, всю природу и весь
мир. Когда видим людей, устремляющихся к этой живой воде,
льющейся к жизни вечной.
Итак, всякий жаждущий да приходит к Нему и получает дар воды
живой, дар новой, чистой и возрожденной жизни.
|