Митрополит Сурожский Антоний (Блум)
Торжество Православия
После первой недели поста, когда читается канон Андрея Критского
и мы проходим через все возможные моменты Ветхого Завета,
человеческого падения, человеческой надежды, Божиего воздействия,
наступает воскресенье, которое называется Торжеством Православия.
И так легко нам почувствовать, что это день нашего торжества,
что это день, когда мы, православные, на Божией стороне, когда,
поскольку мы православные, мы в особенном положении, ибо Православие
как чистота учения Христова, как совершенный образ духовной
жизни восторжествовало хотя бы в нашей жизни.
И вот от этого представления нам надо сразу отделаться. Торжество
Православия, в сущности, не торжество православных над инославными,
даже не торжество над человеческой потемненностью, это торжество
Божие над нами самими.
И как мы должны быть благодарны Богу за то, что Он нас взыскал
таких, какими мы являемся: в полутьме, полуслепые, тщеславные,
бродящие по чужой стране, минутами к Нему бросающиеся, а потом
снова Ему изменяющие, не понимающие величия ни Его, ни нас
самих, ни ближнего нашего, забывшие или забывающие те изумительные
моменты, когда мы близки к Богу, потому что Он к нам приблизился,
порой в ответ на то, что мы тоскуем по Нему, даже не зная,
по чему мы тоскуем, а порой - потому что Он приходит к нам,
чтобы нас разбудить, оживить.
И вот настает момент, когда мы видим, как Бог в течение всей
истории человечества пробивался через тьму, через бесчувствие,
через измену и находил среди людей верных последователей Себе,
которые давали Ему приют на земле, предательски врученной
под владычество Его противника сатаны.
Когда я упоминал о мытаре и фарисее, я говорил о том, что
храм - это дом Божий, место, где Бог хозяин, место, где Он
живет и куда мы допускаемся по Его милости. Это одна из поразительных
вещей, которую мы перестали ощущать, которую ранние христиане,
вероятно, переживали очень сильно, глубоко: что на земле,
на которой Богу нет места, в обществе человеческом, где Он
нежеланный, откуда Он исключен, есть какие-то люди, которые
дают Ему приют.
Земля, на которой мы живем, вся предана человеческому произволу,
но некоторые места на ней, - храмы, - все-таки Ему принадлежат,
это места прибежища для изгнанного Бога. И в этом отношении
между Богом и нами какой-то удивительный союз. Какие-то люди,
которые остались Ему верны, которые не побоялись стать на
Его сторону, которые хотят, чтобы Он стал полностью Хозяином
жизни и Строителем мира - в этом мире Ему дают приют.
Человеческая вера дает Богу место в человеческом обществе
и на земле. Разве это не изумительно? Разве это не может нас
наполнить глубоким умилением, благоговением - и ужасом? Бог
странник, Бог - изгнанник, и есть у Него место прибежища,
которое Ему предлагается человеческой верой. И Торжество Православия
в этом контексте - это Божия победа над человеческими живыми
душами.
Но какая победа? Когда мы думаем о победах, которые одерживают
властители мира, эти победы ведут к порабощению побежденных,
подчиняют их, делают подвластными. Победа Божия, наоборот,
освобождает нас от рабства, - от рабства нашим собственным
страстям, от рабства нашей слабости, немощи, от рабства страху.
Закон Христов - закон свободы; Христос - Освободитель; победа
Христова - наша свобода. И Торжество Православия - это день,
когда мы с изумлением можем думать о том, что Бог всякого,
кто к Нему обернется, может сделать свободным, самобытным
существом, укорененным в Божественной свободе. Вот начало
поста.
Не напрасно пост на некоторых западных языках называется словом,
которое в наших церковных песнопениях обозначается как весна
духовная. Весна, Lent. Это начало жизни, это момент, когда
жизнь пробивается, начинает крепнуть и доходит до своего торжества
в Воскресении Христовом. Но - Боже! - какой ценой! Это не
постепенное раскрытие свободы, не постепенное вырастание.
Торжество Православия, провозгласившее нам Божию победу, говорит
нам также о том, какой ценой эта победа одержана.
Бог стал человеком, Он приобщился тварности, Он стал человеком
в падшем мире и приобщился всем трагическим, разрушающим жизнь
последствиям человеческой отчужденности от Бога, всем последствиям
греха, - не греху, а именно его последствиям. И эти последствия
- не только голод, не только усталость, не только холод, а
в области человеческих отношений - не только одиночество,
отверженность; это - в последнем, в конечном итоге - смерть.
Но что такое смерть? Откуда она может явиться? Единственный
источник вечной, неумирающей жизни - это Бог. Как нам говорит
Священное Писание, смерть вошла в мир через грех. Только потому
человек стал смертным, что он оторвался от Бога. И Сам Бог,
ставший человеком, избирает путь полного общения, полной общности
судьбы с нами, людьми. Он не рождается смертным, Он не умирает
от Своей смертности. Церковная песнь нам говорит: "О
Жизнь вечная, как Ты умираешь? О Свет вечный, как Ты угасаешь?.."
Святой Максим Исповедник говорит о том, что и в человечестве
Своем Христос был бессмертен, потому что не может умереть
человек, который всецело един с Богом... Что же случается?
Случается что-то более страшное, нежели наша смерть. Христос
вольно разделил всю нашу судьбу. Он стоит перед людьми непреклонно,
бескомпромиссно заодно с Богом; и человечество, не только
неспособное, но не желающее путей Божиих, не желающее пожертвовать
своими путями ради того, чтобы выбрать только Божий путь,
Его отвергает; Христос должен умереть вне человеческого града,
потому что Он отвержен отпавшим от Бога человечеством.
Но Он ни в какое мгновение не отделяется от человека, от человечества.
И для того чтобы разделить до конца человеческую судьбу, отверженный
людьми, распинаемый ими, Он должен приобщиться к последнему
ужасу человеческой судьбы - богооставленности, или вернее,
утрате, потере Бога. Боже Мой! Боже Мой! Зачем Ты Меня оставил?..
В этот момент в Своем человечестве - не в Божестве Своем,
- в Своем человеческом сознании Христос приобщается ко всей
обезбоженности отпавшего от Бога мира, и от всей этой нашей
обезбоженности, нашего сиротства, нашей потери Бога умирает
на кресте...
Это - Торжество Православия. Это торжество Божественной истины
на земле, но не в словах, не в литургических формах, а в каких-то
очень страшных сущностях. И когда мы празднуем Торжество Православия,
мы должны помнить, что это Божие торжество над всем тем, что
есть неистинного, греховного, что это вступление света во
тьму земную; но какой ценой!..
И опять-таки, мы начинаем пост с сознанием такого трепетного,
священного ужаса. Если бы только мы могли это пережить в какой-то
достаточной мере, то праздник Торжества Православия мог бы
быть для нас действительно началом весны духовной, новой жизни
в нас, обновлением.
|